Как раскрыть «характер русского народа и войска» в романе «Война и мир»

Война 1812 года, когда усилия всей русской нации, всего, что было живого и здорового в ней, были напряжены для отпора наполеоновскому нашествию и представила благодарный материал для такого произведения. Глубокий, хотя и своеобразный демократизм мировоззрения автора обусловил необходимый для эпопеи угол зрения в оценке всех лиц и событий. Эпоха демократического подъема 60-х годов прошлого века, когда перед русской общественной мыслью со всей остротой встал вопрос о роли народных масс и роли отдельной личности в историческом развитии нации,

определила историко-литературную закономерность создания «Войны и мира» именно в это время.
Исследовать характер целого народа, характер, с одинаковой силой проявляющийся в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и поражений и в моменты наивысшей славы, — такова важнейшая художественная задача «Войны и мира». Впервые Толстой ставил подобную цель в повести «Казаки», хотя и на сравнительно узком и специфическом жизненном материале.
По отношению ко всему предшествующему творчеству Толстого «Война и. мир» явилась своеобразным итогом, синтезом
и огромным шагом вперед. Эпическое начало связывает «Войну и мир» также с Севастопольскими рассказами; повествование о нравственных, социальных, философских исканиях лучших героев романа развивает ту линию в творчестве Толстого, которая воплотилась в образах Николеньки Иртеньева, Дмитрия Нехлюдова, и продолжена в образах Левина и князя Нехлюдова.
Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев «Войны и мира», как всегда у Толстого, к сближению с народом. В соответствии с основами своего ^мировоззрения 60-х годов Толстой в «Войне и мире» еще не требует от дворянских героев разрыва с тем классом, к которому они принадлежат по рождению и воспитанию; но полное нравственное единение с народом уже становится нормой подлинно человеческого поведения. Все герои как бы испытываются Отечественной войной. -,
Настойчиво подчеркивая независимость частной жизни отдельных лиц от политической игры верхов — свиданий императоров, распоряжений полководцев, предначертаний государственных деятелей — типа Сперанского,- Толстой неизменно замечает и показывает нерасторжимую связь своих героев с жизнью народа, с исходом той борьбы, какую ведет весь русский народ. «Нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти, не только над Болконским, но над всею Россией, заслонял все другие предположения», пишет автор в тот момент, когда, казалось бы, все действие романа должно быть сосредоточено именно на этих «предположениях» — на судьбе вновь возродившейся любви Наташи и Болконского.
Скрытый огонь народного патриотического чувства зажигает ненависть к врагу в душе Андрея Болконского и его сестры, Наташи Ростовой и Пьера Безухо-ва. На отчаянный крик смоленского дворника Ферапонтова: «Решилась! Расея!» — как эхо откликаются предсмертные рыдания старого князя Болконского: «Погибла Россия! Погубили», тягостный вздох Кутузова: «До чего довели», а затем его дрожащий голос, произносящий: «Спасена Россия». Именно в крестьянской России Пьер видит «необычайно могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживает жизнь этого целого, особенного и единого народа»
Жизнеспособность каждого из персонажей «Войны и мира» проверяется мыслью народной. В народной среде оказываются нужными лучшие качества. Пьера — сила, пренебрежение к удобствам жизни, простота, бескорыстие, отсутствие эгоизма. Идеалом, к достижению которого он стремится во время войны и затем плена, становится желание «войти в эту общую жизнь, всем существом проникнуться тем, что делает их такими». Пьер чувствует свою ничтожность, искусственность своих умственных построений в сравнении с правдой, простотой и силой увиденных на Бородинском ноле солдат и ополченцев.
Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.
«Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она, перед вступлением французов в Москву, одушевленная патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же — в другую, счастливую и радостную минуту русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключенного в ней национального духа. Точно так же скромная, необщительная, замкнутая в своем душевном мире Марья Болконская вдруг преображается и неизмеримо вырастает в наших глазах, когда она гневно отвергает предложение своей компаньонки, француженки Бурьен, покориться завоевателям и остаться во власти Наполеона.
И деятельность исторических лиц проверяется все той же «мыслью народной». «Умные» предначертания Сперанского отвергаются на том основании, что они неприложимы к народной жизни и чужды ее интересам. В нескольких сценах в полной мере раскрывается комизм и жестокость Ростопчина, не имеющего ни малейшего представления о том народе, которым он вздумал управлять.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Как раскрыть «характер русского народа и войска» в романе «Война и мир»