Наташа Ростова и Элен Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
В романе «Война и мир» более 600 персонажей. Но особая роль, безусловно, принадлежит женским образам. Среди них те, кто живет любовью и дарит радость близким, но есть и такие, кто сосредоточен только на себе и равнодушен к другим. И Наташа и Элен — женщины одного круга, светские дамы, но как различны они по характеру и воспитанию!
Элен — красавица. Однако красота ее мраморная, холодная, мертвая, а на теле «как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших» по нему. На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит, потому
Совсем по-иному красива Наташа Ростова. У нее слишком большой рот, худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Князь Андрей, разговора с Пьером и встречи с Наташей возрождается к жизни. Он видит молодую, радостную, счастливую девушку и спрашивает себя: «Чему
Совсем противоположное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще до женитьбы он чувствовал какой-то обман; ненатуральность их отношений приводила его к тяжелым размышлениям. «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, — думал он. — Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». А после свадьбы он понял всю ничтожность и низость этой женщины. «Где вы — там разврат, зло», — говорит он, узнав, что Элен сводила своего брата с Наташей. И еще больнее Пьеру оттого, что обманули ту, которая, он знал, искренне верила в людей, в любовь и мечтала о счастье, которая всегда, во всем отдает себя целиком, не раздумывая. «Эта девушка такое сокровище, такое. Это редкая девушка», — отзывается Пьер о Наташе.
Наташа, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная патриотка. Она любит свою родину, свой народ, в который верит и которым гордится. В душе ее есть что-то неповторимо русское, то, что не прививается искусственно, а впитывается с молоком матери. И в Наташе жил народный дух, заставляющий ее любить песни дядюшки, который «пел так, как поет народ!», помогающий ей плясать в его доме истинно по-русски.
Трудно себе представить Элен на месте Наташи. В светской красавице нет ни чувства, ни музыкальности. Кажется, что и душа ее тоже покрыта лаком внешних условий света. Элен не поет, не понимает музыки, не замечает природы.
Наташа же не только чудесно танцует, но и прекрасно поет. Музыкальный человек чувствует всегда глубже. Вот и Наташа. Она всегда могла так обнять мать, что графине не было ни больно, ни неловко. И наоборот, гордо проплывающая по залам Элен на самом деле груба и бестактна. Толстой неоднократно употребляет слово «грубо», характеризуя ее действия. Когда Пьер нагнулся поцеловать ее руку, она «быстрым и грубым движением головы перехватила его губы.» А как жестоко и грубо она говорит с мужем после