Духовная высота «простого человека» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
В романе «Война и мир» Л. Н.Толстой противопоставляет искусственности и условности «большого света» простоту и духовную высоту «простого человека».
Образ Платона Каратаева — один из ключевых образов романа, отразивший размышления писателя об основах духовной жизни русского народа. Каратаев — крестьянин, оторванный от привычного жизненного уклада и помещенный в новые условия (армия и французский плен), в которых особенно ярко проявилась его духовность. Каратаев живет в соответствии с христианской заповедью: «возлюби
В романе показаны другие представители низших сословий: Тушин, Тимохин. Их объединяет глубокое внутреннее
Писатель обращает внимание, какие у этого артиллерийского офицера были «большие добрые и умные глаза». Именно в глазах, во взгляде человека отражается его душа. Важнейшая черта Тушина — человеколюбие, способность к состраданию. Во время Шенграбенского сражения он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова, хотя их «велено было бросать». Капитан всей душой стремится помочь любому человеку. Так, «худому, бледному солдату с шеей, обвязанной окровавленной подверткой», Тушин велел дать воды.
Красивый поступок при Шенграбене совершил и капитан Тимохин. Он появился в ту самую минуту, когда русские солдаты поддались панике. Однако «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Только благодаря Тимохину русские батальоны вновь собрались. Накануне Бородина Тимохин просто и буднично говорит о предстоящем сражении: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Духовная высота Тимохина и каждого русского солдата проявляется в глубоком патриотическом чувстве. Именно духовная сила народа помогла спасти Россию. Перед великим сражением не только солдаты, но и «мужички» ополчения готовы на подвиги: «Всем народом навалиться хотят.» На лицах всех встреченных Пьером людей читалось общее «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимания: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться». Духовная высота «простых» людей определила нравственный исход сражения.
Наполеон приказал направить двести орудий на русских — ему доложили, что приказ выполнен, «но что русские все так же стоят». «Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, — сказал адъютант». Вот с этого момента и Наполеон, и вся его армия постепенно начали испытывать «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв, половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».
К концу войны дух русской армии крепнет, несмотря на крайне тяжелые условия солдатского быта. Одно из самых ярких проявлений силы духа и стихийного гуманизма русских солдат-победителей — их отношение к противнику. Если во время отступления армию охватил «дух озлобления против врага», то на последнем этапе войны, когда французские войска бегут из России, «чувство оскорбления и мести» сменилось у солдат презрением и жалостью. Их отношение к французам становится сочувственным: они обогревают и кормят пленных, несмотря на то, что им самим не хватает провизии. Это естественное чувство человечности живет в душах простых солдат. В нем заключено высшее духовное благородство.
Героизм русских солдат и офицеров, «маленьких людей» большой войны, Толстой показал как нечто обычное, будничное. Геройские поступки совершают тихие, незаметные люди, не осознающие себя героями, — они просто делают свое «дело», «бессознательно» участвуя в «роевом» движении человечества.