Главная задача романа “Воскресение”

Настала пора обобщающих картин жизни, освещенной новым взглядом на нее. Роман “Воскресение” был закончен в 1899 году. Сравнительно с “Войной и миром” и “Анной Карениной” это был новый, открыто социальный, “общественный” роман. Для структуры “Воскресения” чрезвычайно важны три момента.
Главная задача романа – художественно исследовать весь существующий строй жизни, снизу доверху и по всем направлениям вширь. Эпический размах “Войны и мира”, глубокие социально-психологические анализы “Анны Карениной” все-таки не создавали исчерпывающей картины общественного бытия, “Воскресение”- социальный роман-обозрение – в этом смысле энциклопедичен. В окончательном тексте исходный сюжетный мотив (дворянин и соблазненная им девушка) хотя и служит своего рода стержнем, на который нанизывается остальной материал, но, в сущности, отодвигается на второй план – сравнительно со значительностью всего остального. Это чутко уловил Чехов, когда писал, что самое неинтересное в романе – отношения Нехлюдова и Катюши, а самое интересное – разные тетушки, смотрители, генералы и т. п. В подчеркнуто социальном повествовании второстепенной оказалась не только любовная интрига, но и духовное прозрение главного героя, обозначенное в заглавии романа.
Второй момент, определивший художественную структуру “Воскресения”, связан с кардинальным решением, которое Толстой принял в 1895 году и так записал об этом в дневнике: “Ясно приял, отчего у меня не идет “Воскресение”. Ложно начато. Я понял, что надо начинать с жизни крестьян, что они предмет, они положительное, а то – тень, то – отрицательное. Надо начать с нее”.
“Ложно”, было не только начато, а “ложно” писалось вообще – если судить с этой новой, изменившейся точки зрения. Писалось о грехе, раскаянии и возрождении дворянина Нехлюдова. Но прежний страстный интерес Толстого к этой теме к середине 90-х годов явно иссякал. И хотя в публицистических работах он по-прежнему взывал к совести господ, в искусстве это перестало быть главным для него. На первый план как предмет выдвинулось другое – жизнь обиженного народа, в частности невинно осужденной Масловой.
В критической литературе много раз отмечалась холодность, с какой ведется рассказ о душевных переживаниях Нехлюдова. Относилось это за счет художественной неудачи Толстого. Это едва ли верно. Дело, видимо, в том, что Толстой разлюбил самый этот тип – кающегося дворянина. Свои обличительные инвективы Толстой поручает все-таки Нехлюдову, однако приговор несправедливой жизни выносит в романе не один Нехлюдов, но и сами люди из народа. Когда Катюша говорит: “Очень уж обижен простой народ”, а ее соседка по тюремной камере: “Видно и вправду. правду-то боров сжевал”, – то сказано это коротко, но верно, и как раз то, что прежде всего хочет, сказать сам Тол
Стой.
Показательно, что почти все основные эпизоды в жизни главных героев романа не обходятся без участия и оценки “посторонних” лиц – из народа. Суд над Масловой подробно обсуждается в тюремной камере, как и все ее свидания с Нехлюдовым. Точно так же после сцены у коменданта Петропавловской крепости (спирита) идет разговор Нехлюдова с извозчиком.
Наконец, третья важнейшая черта – острая публицистичность романа. Это не только роман-обозрение, но и роман-проповедь. Вся русская литература накануне революции отмечена усилением публицистичности. В последнем романе Толстого страстная публицистическая речь, особым образом организованная, становится художественно выразительным средством. Знаменитый зачин “Воскресения”: “Как ни старались люди.” – это не только идейный, но и художественный ключ ко всему роману.
Композиция здесь однолинейна и строится в соответствии с основным социальным конфликтом, увиденным автором. Мир разделен на два неравных враждебных друг другу лагеря: господствующие классы и все, кто охраняет их привилегии, – и обиженный, забитый народ – крестьяне, городская беднота, арестанты, а также ссылаемые на каторгу защитники народа – революционеры. Пропасть непонимания, ненависти, презрения разделяет эти два лагеря. Лишь порвав со своей средой, Нехлюдов становится защитником народа и с пристальным вниманием начинает относиться к “политическим”.
Подлинным художественным открытием Толстого явилось изображение душевной жизни героини романа, женщины из народа Катюши Масловой. История ее нравственных падений и “воскресения” рассказывается просто и строго. Сложность, неопределенность, противоречивость переживаний, свойственная обычно героям Толстого, у Катюши отсутствует вовсе, и не потому, что ее внутренний мир беден и невыразителен. Наоборот, она, по мнению автора и ставших ее товарищами революционеров,- замечательная, много пережившая женщина. Но художником избран иной способ раскрытия ее переживаний – не “диалектика души”, с ее “подробностями чувств”, пространными внутренними монологами и диалогами, снами, воспоминаниями, а, употребляя выражение самого Толстого, “душевная жизнь, выражающаяся в сценах”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Мой выходной день сочинение.
Сейчас вы читаете: Главная задача романа “Воскресение”