Раскрытие душевных переживаний героев в военных рассказах Толстого
В каждом из рассказов — своя тональность. «Севастополь в декабре» патетически публицистичен; «Севастополь в мае» — остро критичен; «Севастополь в августе 1855 года» — правдиво героичен. Их нужно читать вместе, как единый цикл. Главное, что увидел и узнал Толстой на Кавказе и особенно в Севастополе, — психологию разных типов солдат, разные — и низменные, и возвышенные — чувства, которые руководили поведением офицеров. Правда, которую именно о войне рассказать так трудно, провозглашена героем повествования во втором
В этой правде много, принципиально много значит раскрытие психологии, душевных переживаний. Именно в военных рассказах толстовская «диалектика души», его микроскоп психологического анализа включает в область своего исследования простых людей, как будто совсем не склонных к углубленной работе. Н. Г. Чернышевский, разбирая вместе с «Детством» и «Отрочеством» «Военные рассказы» (в 1856 году вышла отдельная книжка Толстого под таким
Точно заметил Толстой детали военного быта, многие из которых, пришлись не по вкусу тогдашней петербургской цензуре (и восстанавливались позднее советскими текстологами по авторским рукописям и корректурам). У боевого пехотного офицера на сапогах «стоптанные в разные стороны каблуки», старая шинель странного лиловатого цвета, в блиндаже грязная постель с ситцевым одеялом, а из узелка с «провизией», когда он отправляется на бастион, торчит «конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой». У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели — в отличие от интендантских казнокрадов и штабных щеголей (такое разделение офицерства останется и в «Войне и мире»).
Вслед за кавказскими рассказами писатель продолжает исследовать поведение человека на войне, на этот раз в тяжелейших условиях неудачных сражений. Он склоняется «перед этим молчаливым, бессознательным величием и твердостью духа, этой стыдливостью перед собственным достоинством». В лицах, осанке, движениях солдат и матросов, защищающих Севастополь, он видит «главные черты, составляющие силу русского». Он преклоняется перед стойкостью простых людей и показывает несостоятельность «героев» — точнее, тех, кто хочет казаться героем.
Люди на войне входят в, повествование со своими разными характерами, обликом, привычками, манерами, речью. С большим художественным тактом и чувством меры передана «неправильная» разговорная речь солдат. Известно, как знал и любил Толстой — ив молодые и в поздние годы — народный язык.
В литературе о Толстом можно прочесть утверждение, что новаторство военных рассказов и романа «Война и мир» заключается в дегероизации войны и ее участников. Это неверно. Толстой развенчивает лишь ложную, показную «героику», но подлинным, скромным героизмом неизменно восхищается и прославляет его. Его правда о войне по-своему героична.
Оборона Севастополя и победа над Наполеоном в 1812 году для Толстого — события разного исторического масштаба, но равные по нравственному итогу — «сознанию непокоримости» такого народа. Непокоримости, несмотря на разный исход: Севастополь после почти годовой героической защиты был сдан, а война с Наполеоном закончилась изгнанием его из России и в сравнительно короткий срок завершилась в Париже.
Существует мнение, что общенациональный подъем, воспетый в романе-эпопее, противостоит критическому пафосу севастопольского цикла: почти легендарная история 1812 года представляла будто бы гармоническую картину единения нации, а современность, Крымская война — картину разъединения, борьбы самолюбий, честолюбивых помыслов. Это не совсем так. Идиллическая картина единства, равенства всех сословий, от царя до последнего солдата, перед лицом иноземного нашествия существовала лишь в официальной исторической литературе. Толстой на страницах своего романа часто и резко спорит с ней. И в 1812 году, под Бородином, были люди, мечтавшие, как несколько десятилетий спустя в Севастополе, о крестах и наградах; были и такие, что были заняты лишь разговорами о патриотических чувствах, к примеру фрейлина Анна Шерер или светская дама Жюли Карагина; было собрание купцов и дворян в Слободском дворце, иронически изображенное в заключительных главах первой части третьего тома «Войны и мира». Художественный закон, провозглашенный Толстым в рассказе «Севастополь в мае», слова о правде — «главном герое», которого автор любит всеми силами души, которого «старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен», действительны в применении к роману-эпопее в той же мере, как и к «Севастопольским рассказам».
Во всех военных рассказах рядом с анализом поведения разных людей, разных характеров и типов начинается отрицание войны, как ненормального, противоестественного состояния, противного человеческой природе и всей красоте окружающего мира. Картины природы, подробно и точно нарисованные, в «Набеге»,- от первых лучей солнца до тишины прекрасного вечера; цветы, которые рвет мальчик в «роковой долине», а затем в ужасе бежит «от страшного, безголового трупа»; смешные дружественные разговоры русских и французских солдат во время перемирия (в том же рассказе «Севастополь в мае») — все это отрицает ужас, жестокость войны и утверждает «радость, любовь, счастье» мира, предвещая главный смысл романа «Война и мир».