Граф и графиня Безуховы в романе Толстого

Все любимые герои Толстого: Пьер, Наташа, князь Андрей, старик Болконский – все, они совершают жестокие ошибки. Не ошибается Берг, не ошибается Борис, не ошибается Соня – и потому Толстой не любит ее. А те, кого он любит, ошибаются – и Толстой беспощадно показывает их заблуждения. Что касается Пьера, то он до сих пор совершал на наших глазах одни только нелепые, неразумные и непоправимые поступки: защищал революцию и Наполеона в гостиной Шерер; нарушил данное князю Андрею честное слово и поехал к Курагину, чтобы участвовать в буйных шалостях

с медведем; зачем-то рекомендовал князю Андрею Бориса; поддался низменному чувству к Элен и женился на ней.
Вот, может быть, главное: увлекшись Элен, Пьер почувствовал, что “между ним и ею не было уже никаких преград”; это же испытает Наташа, влюбившись в Анатоля; брат и сестра Курагины, красивые люди, умеют вызвать к себе слепую и темную страсть, но не любовь, потому что любовь – чувство прежде всего духовное. Женившись на Элен, Пьер изменил самому себе – за это он горько расплатился. Но ведь было счастье первых недель, даже месяцев брака, счастье сознания, что эта величавая красавица – его жена, и гордость
за нее; ведь он гордился ее неприступной красотой, своим домом, “в котором она принимала весь Петербург”! И было ощущение, что люди наконец поняли его, Пьера, – все любят его, всем он нужен, к его словам прислушиваются, всюду его зовут. Теперь он знает, что звали не его, а владетеля миллионов и графского титула; но тогда, несколько месяцев назад, так хотелось верить, что он сам, такой, каков есть, нужен людям.
Все рухнуло сразу – в тот день, когда он понял, что в анонимном письме написана правда и унылая кузина, княжна, намекала на правду; когда убедился в измене жены и друга – ведь считал же он Долохова другом. За что же мы любим Пьера, несмотря на все его ошибки? Прежде всего за то, что он обвиняет в своих несчастьях не других, а с е б я, мучительно ищет свою вину. “Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился на ней, не любя ее, в том, что ты обманул и себя, и ее. Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это, которое было ложь и еще хуже, чем ложь? – говорил он сам себе.”
– Элен нисколько не мучается. Она входит в его кабинет “в белом атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы огибали два раза ее прелестную голову)”, входит “спокойно и величественно”. Но легче ли Пьеру от этих приступов бешенства? Нисколько не легче. Расставшись с женой, он едет в Петербург – и все одни и те же вопросы, овладевшие им в ночь после дуэли, мучают его. “Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, все на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его”. (Курсив Толстого.)
Вот о чем думает Пьер: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?.”. Никогда в жизни графиня Елена Васильевна не задаст себе ни одного из этих вопросов. Ей они не нужны – без них спокойнее. Да, конечно, она в своем непробиваемом спокойствии гораздо счастливее мучающегося Пьера. Но насколько полнее и богаче его жизнь со страданиями и срывами!
Это неправда, что человека воспитывают только родители, учителя, окружающие люди. То есть это правда, пока человек мал. Но едва он научится думать, как начинает воспитывать себя и сам. Борис Друбецкой сам сделал из себя карьериста, Долохов – жестокого циника, Николай Ростов – нерассуждающего рубаку, князь Андрей – человека дела. Вот и Пьер в муках рождает себя – человека, живущего не бесцельно.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Paradigmatic and syntagmatic relations in lexicology.
Сейчас вы читаете: Граф и графиня Безуховы в романе Толстого