Фамильный портрет Болконских
Тема смены поколений является традиционной для русской литературы. В центре романа «Война и мир» Л. Н.Толстого мы видим три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские. Меня больше всего привлекла семья Болконских, которая описана в романе с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его сын Андрей и дочь Марья, а также внук Николенька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга и благородство души.
Болконские
Князь Николай Андреевич — человек, безусловно, незаурядный. Старый князь, считающий, что на свете «есть только две добродетели — деятельность и ум» — неутомимо старается следовать своему убеждению. Генерал Болконский занимал видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил
Князь Андрей, получивший очень строгое воспитание, уже этим выделялся среди своей дворянской молодежи. По его усталому виду и скучающему взгляду, описываемыми автором, можно судить о нем, как о человеке, разочаровавшемся в жизни. Он горд, сух и холоден со всеми, кто неприятен ему, но необычайно добр, искренен, прост с людьми, ему приятными, лишенными лжи и фальши.
Андрей Болконский — целеустремленный человек, не лишенный честолюбия. Главное для него — найти сферу деятельности, быть полезным обществу. Если старый князь живет в России, то его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать, частью Вселенной. Его идеи — идея служения миру, единения всех людей, идеи всеобщей любви и объединения человечества с природой. Но его основные принципы слишком часто вступают в противоречие с общепризнанными нормами поведения и служения отечественному долгу. Вот почему свое решение идти с действующую армию он воспринимает как избавление от никчемности собственной жизни. «Я иду на войну, сказал он, — потому что та жизнь, которую я здесь веду, не по мне». Князю Андрею кажется, что на поле боя, сражаясь за Родину, он сможет, наконец, принести пользу. Здесь мы видим весь патриотизм князя Андрея, который он унаследовал от своего отца. У князя Андрея любовь к Родине и собственная жизнь слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России.
Старый князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чему-нибудь помочь родине, он становится главнокомандующим, хотя слишком стар, но «не счел в себе вправе отказаться в такое время». Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быт там, где он нужен родине, тогда как мог остаться при особе государя». Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в нем очень сильно.
В армии князя Андрея настигает разочарование. Он понял, что подлинный смысл жизни немного выше и прекраснее, чем он представлял себе ранее. Для князя Андрея наступает духовный кризис: все старое отвергнуто, а новое не открыто. Толчком к обновлению стала для него встреча с Наташей Ростовой, под влияние жизнелюбия которой попадали все, кто с ней сталкивался. Однако старик Болконский, привив своему сыну нравственную чистоту и серьезное отношение к семье, вовсе не принимает в расчет чувства Андрея и Наташи, всячески стараясь воспрепятствовать новому браку сына. Да и переживания князя Андрея по поводу непонимания со стороны Лизы отец проницательно замечает, и тут же утешает сына тем, что «они все такие». Одним словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть только строгое исполнение дома.
И, действительно, в любви Андрей Болконский тоже находит разочарование. От тяжелых мук, переживаний ее — Наташи Ростовой — измены его спасает война 1812 года. Как истинный патриот и сын своей Родины, князь Андрей не мог остаться в стороне.
Мы видим, что Болконскими, несомненно, движет чувства долга. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и острота ума передаются по наследству. Оба Болконских презирают выскочек, карьеристов, типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский делал для старого графа Безухова. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею тоже по наследству, от дружбы его отца с отцом Пьера.
Еще один член семьи Болконский — княжна Марья. Тихая и скромная, она полностью подчинялась отцу во всем. Она одновременно восхищалась им и боялась его старого нрава. Отец же весьма сурово относился к детям, но, несмотря на их преданность, чувствовал в детях духовную самостоятельность. Болконский-отец вовсе не хочет выдавать дочь замуж, поскольку ему будет ее не хватать, и он не в силах с ней расстаться.
Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, что побуждает ее заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля. Ее странно было думать., что могли богатые не помочь бедным.
Третье поколение Болконских — Николенька, сын Андрея. Маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера. В нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любит отца и Пьера, и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказал себе: «Отец» Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен.»
Болконские — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства. Все члены семьи связаны друг с другом, они представляют собой единое целое. Семья Болконских противопоставляется всему свету, так как она преследует совершенно другие идеи. В образах членов семьи Болконских Толстой показал мысли, искания лучших людей того времени.