Художническая мощь Л. Н. Толстого
Творчество Л. Н. Толстого — одно из самых значительных явлений литературы критического реализма. Отразив с необычайной широтой и проникновенностью наиболее существенные стороны жизни, Толстой «сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться — по характеристике Ленина — до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе»
Художническая мощь Толстого при всей своей исключительности во многом предопределена социально-историческими условиями.
Лев Николаевич Толстой родился в августе 1828 г. в Ясной Поляне Тульской губернии, в семье графа. Детские годы Толстого прошли на лоне чудесной русской природы в обстановке патриархально-помещичьего быта, который казался идиллическим. «Впоследствии Толстой называл годы своей жизни до четырнадцати лет радостным поэтическим временем, несмотря на то что он рано лишился матери и отца. Воспитывался Толстой дальней родственницей Т. А. Ергольской, отличавшейся чуткостью, добротой.
Уже в отрочестве Толстой стал задумываться над смыслом человеческих отношений. Однажды гувернер-иностранец за незначительную провинность запер мальчика в комнате и угрожал розгами.
Повесть «Детство», которой Толстой дебютировал в «Современнике», была опубликована в 1852 г. В 1854 г. написано «Отрочество», в 1856 г. — «Юность». В совокупности эти повести составили автобиографическую трилогию. Многие факты личной жизни писателя нашли в ней свое отражение. В то же время это типическая, обобщенная картина жизни дворянского общества. Усадебный быт, нравы помещиков, их отношение к слугам обозначены в трилогии верными, запоминающимися штрихами. Но главную задачу Толстой видел в том, чтобы на примере образа Николеньки Иртеньева раскрыть сложный процесс формирования ее стадиях: детство, отрочество, юность. Каждый период имеет свои особенности, обусловленные не только возрастными моментами, но и влиянием среды.
В детстве человек предельно доверчив, раскрыт ко всему прекрасному. Важно, убеждает Толстой, в этом периоде не подорвать в ребенке веру в людскую доброту, тягу к прекрасному. Николенька, как и все пытливые дети, до всего доходит своим опытом. Следовательно, многое зависит от того, с чем столкнется юная душа, какова окружающая среда. Впервые в автобиографической литературе писатель так определенно подчеркнул роль внешнего фактора в духовном развитии личности.
Постепенно Николенька начинает осознавать сложность человеческих отношений, прежде всего отношений отца и матери, господ и крепостных. Он всех любил, считал добрыми, хорошими людьми, полагая, что и взрослые должны любить друг друга. Но оказалось, что между ними существует разлад, в том числе между отцом и матерью. Отец несправедлив и к учителю. Так герой приходит к выводу, что люди не столь прекрасны и добры, какими казались прежде, что в их отношениях немало фальши. Смерть маменьки («Отрочество») подтвердила эти наблюдения мальчика. Отец вскоре успокоился, родственники и приживалки изображали неутешное горе, но их слезы были неискренни.
Движение и рост юного сознания показаны Толстым поэтапно, преимущественно через переходы от одного чувства героя к другому. Это определило психологизм стиля трилогии, направленного на выявление наиболее характерных состояний развивающейся души. Сам Толстой так определял эти состояния: «В детстве — теплота и верность чувства; в отрочестве — скептицизм, сладострастие, самоуверенность, неопытность и (начало тщеславия) гордость; в юности — красота чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе.» Наглядность в изображении этих ощущений определили неповторимое художественное своеобразие трилогии Толстого. Писатель дорожил этим произведением и незадолго до смерти оставил такое свидетельство: «Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто еще так не чувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства».