Что значит жить настоящей жизнью (по роману «Война и мир»)

Ть настоящей жизнью — это значит жить жизнью трудящегося человечества: только здесь можно обрести истинные представления о смысле и назначении человека. Христианское учение принимается им как истинное, т. е. подтверждаемое практикой трудового народа. Этому непосредственному знанию истины противопоставляется «праздное умствование» пресыщенных, праздных людей, живущих в «исключительных условиях эпикурейства» и разъединения. Писатель выступил с критикой духовного состояния современного ему господского слоя русского антагонистического

общества пореформенной поры. Он обратил внимание на то, что развращенная и обеспеченная жизнь богатых находится в явном противоречии с их религиозными воззрениями, а жизнь трудящихся вполне гармонирует с их верой.
«Вся жизнь верующего нашего круга была противоречием их вере, а вся жизнь людей верующих и трудящихся была подтверждением того смысла жизни, которой давало знание веры». «Те же самые верования отталкивали меня и казались бессмысленными, когда их исповедывали. люди, жившие противно этим верованиям эти же самые верования привлекли меня и показались мне разумными, когда я увидел, что люди
живут ими.». Толстой не терпел в человеке расхождения между словом и делом, между верованиями и поведением. Он требовал от людей единства сознания и деятельности, потому что задачу полагал в движении к осуществлению идеала.
С позиции найденной народной веры Толстой осудил себя как представителя господствующего меньшинства, живущего за счет труда других. «Я заблуждался не столько оттого, что неправильно мыслил, сколько от того, что я жил дурно»,- писал Толстой в «Исповеди».
Приняв наивную веру патриархального крестьянства, Толстой становился на его позиции: «Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живем, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей. Простой трудовой народ вокруг меня был русский народ, и я обратился к нему и к тому смыслу, который он придает жизни».
В «Исповеди», таким образом, верования и взгляды людей Толстой ставит в зависимость от их общественной практики; религиозно-нравственные воззрения людей, которые подтверждаются их поведением, приобретают для него огромную силу социального воздействия и способствуют преобразованию действительности. Эта проблема ставится им и в «Войне и мире» и решается с позиций, приближающих его к пониманию обусловленности сознания людей их общественными отношениями. Проследим на материале некоторых эпизодов из жизни Пьера Безухова решение этой одной из центральных проблем романа.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Что значит жить настоящей жизнью (по роману «Война и мир»)