Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”


Рассказ Солженицына “Матренин двор” повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются нравственные идеалы, жизнь людей с приходом колхозов и повсеместной коллективизации. Он показывает кризис русской деревни, раскулачивание крестьян. Люди были лишены собственности, потеряли стимул к работе.
Жизнь крестьянства, его быт и нравы – все это очень хорошо можно понять, прочитав это произведение. Главный герой в нем – сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок, и который хочет вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована коллективизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будет прекрасная природа.
Но он разочаровался, в деревне та же социальная нищета: “Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города”. Объездив несколько деревень, ему стала люба та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрена. Крестьянство здесь утратило многовековые хозяйственные и культурные традиции. Автор видит дом своей хозяйки Матрены. В этом доме можно жить только летом, да и то в хорошую погоду: “однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка”. Быт ужаснейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт нечего есть. Матрена спрашивает, что


приготовить на обед, но, кроме “картови” и “супа картонного”, ничего нет. Но, несмотря на такую тяжелую жизнь, Матрена выбирает жизнь праведника.
Перед каждым человеком в жизни предстает выбор. Каждый решает, как жить в нашем суровом мире. Одни помогают окружающим, другие свою жизнь мыслят лишь желанием собственного счастья, иногда даже принося вред людям. Главная героиня же выбирает праведничество, заключающееся в безответной помощи окружающим. Это ее нравственный выбор.
Автор ценит в Матрене доброту, простоту, кротость и видит необыкновенную красоту души. Все ее существование было заключено в труде, бескорыстной помощи подругам, золовкам, соседям: “Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила:
– Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”. Тогда бросала все дела и помогала, а потом еще искренне радовалась, что картошка крупная.
Жизнь главной героини не так уж легка. Потеряв на войне мужа, схоронив шестерых детей, она не утеряла нравственных идеалов. Сама не стремилась к накопительству, не гналась за модой. Проработав в колхозе четверть века, Матрена не получала пенсии, так как пенсии полагались только заводским рабочим: “Была она одинокая кругом, а тех пор, как стала сильно болеть – и из колхоза ее отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии.”
Богатство не принадлежит народу, все стали рабами в руках государства. Происходит замена нравственных ценностей: вместо добра ими становятся богатство и жажда наживы. Но Матрена не утратила своих жизненных стремлений и духовных ориентиров. Еще при ее жизни родня начинает делить горницу. Желая помочь своей воспитаннице Кире, Матрена отдает бревна горницы Кире и даже сама помогает перевозить их. Трактор, перевозя разобранную горницу, попадает под поезд, и героиня умирает: “На рассвете женщины привезли с переезда на санках под накинутым грязным мешком – все, что осталось от Матрены. Все было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки”. Даже погибает, делая доброе дело. Такова праведница Матрена.
Потеряв же эту прекрасную женщину, общество продолжает нравственно деградировать. Фаддей, который в прошлом любил Матрену, не горюет о ее смерти, а лишь думает, как бы сохранить оставшиеся бревна. Так люди утрачивают моральные ценности. Даже на поминках все пьют, а, напившись, начинают петь песни, несется брань. Родственникам, самым близким людям безразлична скорбь об ушедшей Матрене. И только автор, живший с ней, смог увидеть в ней настоящего праведника: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша”.
Этими словами и заканчивается рассказ.
В своем произведении Солженицын показал нам среду, в которой живут люди. Именно среда доводит их до жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Матрена же сохранила в себе человека. Автором прекрасно показаны ее русский характер, ее доброта, сочувствие ко всему живому. Убогий быт не сделал убогими душу и сердце Матрены. Увидеть в простой старушке великую душу, праведника мог только Солженицын.
Рассказ “Матренин двор” призывает не повторять ошибки прошлого поколения, чтобы люди стали более гуманными и нравственными. Ведь это основные ценности человечества!



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Какие образы в литературе называют вечным и.
Сейчас вы читаете: Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”