Об искусстве японцев «малым сказать многое». О Японской религии синтоизм
В склонности японцев к миниатюрным жанрам поэзии, как в капле воды, отражается важнейшая особенность их национального мышления, которую часто называют «японским минимализмом». В искусстве «малым сказать многое» японский народ, пожалуй, не знает себе равных. Эта способность была выработана всем образом жизни, обусловленным, в первую очередь, географическим положением Страны восходящего солнца.
Ведь, в отличие от большинства государств, она является «островной» страной: ее территорию образуют три тысячи островов и островков,
«Минималистские черты проявляются во всем строе японской культурной жизни, начиная от монохромной живописи, для создания которой требуется всего лишь белая бумага, кисть да черная тушь, и заканчивая популярным в здешнем быту «сухим садом», состоящим из камней и гальки.
Важную роль в формировании «минимализма» сыграла также древняя национальная
Вместе с тем, она учила жить в гармонии с природой, ощущая в заурядных ее проявлениях присутствие «ками». С этим связаны характерные особенности устройства японского жилища: минимум внутреннего убранства и непременное наличие хотя бы крошечного сада . Синтоизм наложил свой отпечаток и на искусство Японии в любом поэтическом или живописном пейзаже ощущается присутствие одухотворенных природных сил, а чаще всего оно «задается» какой-либо мелкой деталью.
Таким образом, многие обстоятельства исторического и культурного развития Японии способствовали тому, чтобы ее народ овладел искусством «малым скатать многое». Это искусство, лишний раз подтверждающее правоту русской поговорки «мал золотник, да дорог», стало одной из самых ярких и самых показательных черт культуры Страны восходящего солнца.