Конспект урока по физике в 8 классе «Парообразование и конденсация»

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Средняя общеобразовательная школа № 887

Конспект урока по физике В 8 классе «Парообразование и конденсация»

Подготовил

Учитель физики

Бобров Андрей Владимирович

Г. Москва

Тема: Парообразование и конденсация

Цель урока: Раскрыть особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот. Познакомиться с явлением кипения.

Задачи урока:

Образовательная : сформировать понятие кипения,

как парообразования, выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению, постоянство температуры кипения.

Развивающая : научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять.

Воспитательная : усилить интерес к предмету, расширить кругозор, формировать мировоззрение.

Оборудование: Проектор, компьютер с установленной программой Logger Pro, Документ камера, спиртовка, плитка, термопара, 2 стеклянные колбы, пипетка, соль, мел, дистиллированная вода, спирт.

План урока:

Организационный момент

Повторение изученного

Изучение нового

материала

Закрепление изученного

Ход урока:

Организационный момент

Повторение изученного

К доске приглашаются два ученика на построение графиков плавления и кристаллизации.

Учитель задает вопросы классу:

А) Что называют плавлением?

Б) Что называют отвердеванием ?

В) Что происходит с энергией при плавлении и кристаллизации?

Г) Почему весной при 0ºС лед начинает таять, а осенью при той же температуре вода затвердевает?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

III. Изучение нового материала

Парообразование и конденсация

Урок целесообразно начать с демонстрации.

Учитель.

Нагревание сосуда с водой закрытого металлической крышкой. После поднятия крышки на ее нижней части образуются капельки воды. Почему это происходит? Наша задача разобраться в этом более подробно.

Вода в сосуде испаряется, превращается в пар. Пар попадает на более холодную крышку и превращается снова в воду

Учитель дает определение, учащиеся записывают его в тетради:

Явление превращения жидкости в пар называется Парообразованием.

Явление превращения пара в жидкость называют Конденсацией.

Учитель.

Существует два способа перехода жидкости в газообразное состояние: испарение и кипение.

Рассмотрим более подробно каждое из этих явлений. Начнем с испарения. Так что же называют испарением?

Учитель дает определение, учащиеся записывают его в тетради:

Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется Испарением.

Очень важно понимать физическое содержание данного процесса: с поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень большую скорость . Таким образом жидкость покидают только самые «быстрые» молекулы, а в жидкости остаются только «медленные» молекулы

Учитель задает вопрос:

Что происходит при этом с внутренней энергией?

Предполагаемый ответ ученика:

При испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается, а следовательно жидкости вследствие испарения охлаждаются.

Учитель:

А что происходит с молекулами, которые покинули жидкость?

Предполагаемый ответ ученика:

Молекулы, которые покинули жидкость и ушли в воздух образуют пар.

Учитель:

А от чего зависит скорость испарения?

Выслушиваются предположения учащихся

Для достоверности наших предположений давайте проделаем ряд опытов:

Скорость испарения зависит от рода жидкости

Объяснение: там где сила притяжения между молекулами меньше, скорость испарения выше

Скорость испарения зависит от температуры

Объяснение: чем выше температура, тем больше становится «быстрых молекул», а значит и скорость испарения будет выше.

Скорость испарения зависит от площади поверхности

Учитель: Вода в стакане может находиться несколько дней, как вы думаете, через какое время вода испарится, если ее вылить из стакана, к примеру, на стол?

Объяснение: чем больше площадь поверхности, тем больше молекул вылетают с поверхности воды, тем скорость испарения больше.

Скорость испарения зависит от наличия ветра

Объяснение: ветер уносит вылетевшие молекулы и не дает им вернуться снова в жидкость. Скорость испарения увеличивается.

Учитель:

Можете привести примеры, когда ветер действительно увеличивает скорость испарения?

Предполагаемый ответ ученика:

Примером может служить горячий чай, который мы пьем. Для того чтобы он быстрее остыл мы периодически дуем на поверхность горячей жидкости.

Вторым примером может быть время года — весна. В это время происходят усиление ветра, что помогает испарять влагу с поверхности земли и тем самым уменьшать снежный покров.

Учитель:

Одновременно с испарение происходит процесс перехода молекул пара снова в жидкость. Давайте убедимся в этом экспериментально:

Этот процесс называют Конденсацией.

Учитель: Давайте подумаем, а что происходит с энергией при испарении и конденсации?

Предполагаемый ответ ученика:

Конденсация пара сопровождается выделением энергии, а при испарении энергия поглощается.

Учитель:

А можете привести пример когда энергия поглощается?

Предполагаемый ответ ученика:

Выходя из воды в жаркий день, мы чувствуем холод. Вода испаряется с поверхности нашего тела и тем самым отнимает от него некоторое количество теплоты. По этой причине мы чувствуем холод.

Продолжение объяснения

Учитель:

Мы рассмотрели один из способов превращения жидкости в газообразное состояние — Испарение. Существует второй способ — Кипение. Давайте более подробно посмотрим на этот процесс.

и наблюдаем на экране процесс кипения воды, а так же температуру кипения: на дне и стенках сосуда с течением времени появляются пузырьки воздуха, температура становится постоянной)

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока по физике в 8 классе «Парообразование и конденсация»