Конспект урока ИЗО «Элементы русского национального костюма»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 26» г. Вологда
Конспект урока ИЗО «Элементы русского национального костюма»
Подготовила и провела:
Воспитатель высшей категории
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 26»
Г. Вологда
Юлина Надежда Александровна
Г. Вологда
Цели:
Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме;
Развивать зрительное внимание;
Учить прорисовывать
Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, знакомить детей с историей русской одежды, особенностями внешнего вида русского национального костюма;
Продолжать знакомить с орнаментом в русской народной одежде ;
Закреплять умение составлять рассказ по схеме;
Воспитывать любовь и уважение к нашей стране, народу, интерес и уважение к русской национальной культуре, гордость за нашу Родину.
Предварительная работа: экскурсия в музей на выставку русского национального костюма и на выставку кукол в русских костюмах, рассматривание альбома
Материал: раскрашенные силуэты сарафана и рубахи, фломастеры, геометрические фигуры для игры, образцы орнаментов, иллюстрации русских костюмов, сундучок.
Ход занятия:
I часть
Звучит песня о России «Вижу чудное приволье» .
Дети встают полукругом.
В. — Как называется страна, в которой мы живем?
Д. — Россия.
В. — Да, у нашей страны удивительно красивое звучное имя — Россия. Давайте повторим его вместе.
В. — Покажите на карте Россию. Какая Россия по величине?
Д. — Большая, огромная.
В. — Как называют людей, которые живут в России?
Д. — Россияне.
В. — В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди.
Дети садятся на места.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Вот в какой красивой одежде
Женщины ходили прежде.
В. — Знаете, как в народе называли одежду?
Д. — Оболочкой.
В. — Да, а одеваться, значит облачаться. Одежда — предмет первой необходимости. Она укрывает наше тело от непогоды и палящего солнца с одной стороны, а с другой — выражает представление о красоте и о человеке, который носит ее: откуда он родом, какого возраста, богатый или бедный, женатый или холостой, чем занимается.
Вся женская одежда древних подчеркивала и создавала образ русской красавицы. Одежды были свободными, длинными, необычайно красочными.
Посмотрите на меня. На мне надет женский русский национальный костюм. Из каких частей он состоит?
Д. — Из сарафана и рубахи.
В. — Чем украшен сарафан?
Д. — Ленточками.
В. — Чем еще можно украсить сарафан?
Д. — Бисером, кружевом.
В. — А что у меня на голове?
Д. — Кокошник.
В. — Чем украшен кокошник?
Д. — Разноцветными лентами, кружевами, бусинками, тесьмой.
В. — Что является основой русского национального костюма?
Д. — Основу русского национального костюма составляет рубаха, которую носили мужчины и женщины. Она украшена вокруг ворота рубахи — защищала шею, на подоле — защищала ноги, на рукавах — закрывала женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу, ухаживали за детьми.
В. — Какими узорами украшали одежду?
Д. — Узоры были простые, как жизнь людей. Тонкие цветные полоски символизировали прямые и удачливые дороги его жизни, волнообразные линии и различные зигзаги изображали воду, елка — символ долгой жизни, ромб — символ плодородия, треугольник — символ человека, круг — солнце, символ материнства, цветок — символ красоты, квадрат — знак земледелия, крест — защита от зла, звезды — символ разума и просвещения.
Ши-ши попляши! «ковырялочка»
Все танцоры хороши!
Ой-ой та-ра-ра!
Лучше всех детвора!
Я скачу, скачу, скачу, «козлик»
Пляску русскую учу!
Сели — встали, сели — встали, «пружинка»
Словно Ванькой-встанькой стали.
II часть
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Выложи такой же узор».
Воспитатель показывает узор из геометрических фигур, убирает его, Дети должны выложить такой же узор у себя на столе.
Воспитатель показывает старый сундук.
В. — Старый бабушкин сундук.
Тайны жизни в нем живут.
Наша женская судьба
Место в нем свое нашла.
В сундуке моем добро
Бережно храниться.
Когда времечко придет,
Доченьке сгодится.
Так говорили в старину. Давайте покажу, что в сундуке своем храню.
Воспитатель достает бумажные силуэты национальной одежды .
В. — Сегодня мы будем модельерами. Будем вышивать орнамент на рубахе, сарафане.
В. — Элементы узора будем наносить фломастерами. Выполнять вышивку вам помогут образцы. Помните, что орнамент — это чередование повторяющихся элементов.
Пальчиковая игра «Подарки»
Пошла Маша на базар, Пальчики шагают по столу
Принесла домой товар.
Родной матушке платок
По середочке цветок. Изображают руками цветок
Братьям-соколам
По козловым сапогам. Стучат кулачками по столу
Сестрицам-лебедицам
По белым рукавицам. Двигают сцепленными пальчиками
Дети рисуют.
III часть
После выполнения работы составляют описательный рассказ по схеме.
Воспитатель знакомит с русскими пословицами:
— По одежке встречают, по уму провожают;
— Курицу не накормить, девицу не нарядить;
— У ленивой пряхи нет про себя рубахи.
IV часть
В. — Дождик, дождик поливай.
Будет славный урожай.
И веселый хоровод
Закружится у ворот.
Все дети встают танцевать русский хоровод.