Мотив ухода в творчестве А. П. Чехова
Исследователи считают, что в творчестве Чехова часто встречаются два мотива: прозрения и ухода. В какой-то момент у героя открываются глаза, и он готов бежать куда угодно от окружающей его пошлости. Об этом идет речь в «Учителе словесности» и в «Случае из практики».
Той же тональностью проникнут один из лучших последних рассказов Чехова «Архиерей» , герой которого, подобно профессору из «Скучной истории», тоже мучается сознанием напрасно прожитой жизни. Постепенно он приходит к пониманию, что у него никогда не было подлинной
Мотив ухода является центральным и для последнего прозаического произведения Чехова — «Невеста» . Жизнь героини рассказа — Нади — складывается вполне благополучно: она молода, красива, собирается выйти замуж. Но постепенно она начинает замечать в мелочах быта, в будничной повседневности пошлость, обман, ограниченность, в ней нарастает беспокойство, возникает твердое
То, о чем раньше только мечтали чеховские герои, осуществляется в «Невесте». Мотивы прозрения и ухода объединились. Существенно, что Надя явно «перерастает» Сашу, хотя и признает, что многим ему обязана.
Перед ней раскрывается «жизнь новая, широкая, просторная» — правда, не очень ясная.
Характерное для многих героев Чехова стремление вырваться на волю сравнивается в «Невесте» с уходом в «казачество». Сравнение это придает образу героини несомненную глубину, потому что решение ее соотносится «с историческим и легендарным прошлым, с вечными устремлениями молодости», как справедливо писал В. П. Катаев.
Для Чехова главное состояло не столько в том, куда именно хотят уйти его герои, сколько то, от чего они стремятся уйти. Писатель избегал четких и однозначных прогнозов — особенно там, где будущее представлялось смутным и неясным не только его героям, но и ему самому. Так, «Дама с собачкой» заканчивалась словами о том, что «самое сложное и трудное только еще начинается».
И в «Невесте» романтические мечты Нади о жизни, полной тайн, сопровождаются более сдержанным комментарием автора, который сообщал, что его героиня, «живая, веселая, покинула город — как полагала, навсегда». В этом «как полагала» выражена вся мера осторожности Чехова, всегда предупреждавшего читателей о той трудной и сложной борьбе, которую необходимо вести, чтобы жизнь на самом деле стала широкой и просторной.