Вспомогательные формы организации обучения
Вспомогательные формы организации обучения направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. К наиболее распространенным вспомогательным формам организации обучения относятся факультативы, кружки и клубы.
Факультативы являются эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Основная задача факультатива состоит в углублении и расширении знаний, развитии способностей и интересов учащихся, а также в проведении профориентационной
При этом состав факультатива остается стабильным в течение учебного года.
Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную программу. Обычно факультативные занятия сочетают лекции преподавателя с различными видами самостоятельной работы учащихся, такими как проведение небольших самостоятельных исследований, написание практических и реферативных работ, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий и др.
Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях выполняет главным образом обучающую,
Занятия в кружках и клубах являются постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности учащихся. Они также как и факультативные занятия осуществляются на основе определенной программы. Эти занятия тоже имеют добровольный характер.
Кружковая и клубная работа должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и предусматривать развитие их инициативы, склонностей и способностей.
В настоящее время, наряду с постоянно действующими формами внеучебной деятельности, все большее распространение в учебном процессе получают такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, конкурсы, смотры, выставки и т. п.
Основной задачей факультатива является углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, а также проведение профориентационной работы.
Занятия в кружках и клубах, также как и факультативы, учащиеся осуществляют добровольно. Эти занятия проводятся по определенным программам, которые не дублируют школьные программы и способствуют получению более углубленных знаний и практических навыков по дисциплинам и направлениям, избранным самими учащимися.
Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание .
Рассмотрим факторы, от которых зависит правильный выбор метода обучения. Исследования Ю. К. Бабанского, М. И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1) соответствие целям и задачам обучения и развития;
2) соответствие содержанию темы урока;
3) соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным , уровню подготовленности , особенностям класса;
4) соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
5) соответствие возможностям самих учителей.
Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки. Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все названные критерии.
Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. Поэтому особенности учебного материала соотносятся с возрастными особенностями школьников.