Теория и практика стихосложения

Изучение лирики на начальной ступени литературного образования — дело нелегкое в силу специфики этого рода литературы. Постижение художественного содержания поэтического произведения, проникновение в мир лирического героя неотделимо от восприятия формы стихотворения, начиная с его ритмической структуры и заканчивая многообразием средств поэтической изобразительности и выразительности.

Знакомство с лирическими произведениями происходит в начале 5-го класса, когда учащиеся учатся узнавать и называть настроение, господствующее

в стихотворении, наблюдать за его изменением, соотносить предмет изображения со способами выражения лирического чувства. Именно тогда ученики убеждаются в том, что основой звучания стихотворения, его музыкой является ритм.

К концу года учащиеся овладевают такими понятиями, как Ритм, рифма, строфа, стопа, знакомятся с двусложными и трехсложными стихотворными размерами , имеют представление о Пиррихии и Спондее, о различных схемах рифмовки.

С большой радостью ученики включаются в игры со словами и рифмами , пробуют писать подражательные стихи в духе Д. Хармса.

Вот читает книжка Грустного мальчишку: «Рот,

и нос, и глаз — Что это у вас?»

У меня есть странный друг — Оброс перьями он вдруг, Вместо крыльев — плавники, Вместо клювика — колодец, Вместо лапок — транспортир, Вместо хвостика — копытце, Вместо глазок — треугольник. Кто он, птица или школьник?

Однажды по дорожке Я шел на огород. Гляжу и вижу: мошки Едят мой бутерброд. Я крикнул: «Эй вы, мошки, Ступайте-ка домой! Не дам я вам ни крошки!

Ведь это завтрак мой!» Пришел на огород я И вижу: там сидят Аж сорок восемь мошек И бутерброд едят.

Сочиняют также небольшие пока стихотворные отрывки в заданном размере по авторским рифмам.

Раннее Утро, и лес в тишине. Солнце восходит — деревья в огне. Ярко сверкают поляны кругом, Снег отливает вдали серебром.

Сижу я в тишине, Трещат дрова в огне, И снег лежит кругом Морозным серебром.

И по рифмам, предложенным одноклассниками.

Кошка села на окошко, Пес забрался на чердак. Кошка щурилась немножко, Песик лаял просто так.

Не хочу писать в тетради, Я на улицу хочу! Отпустите, Бога ради, Я вернусь и напишу.

В 6-м классе перед большим поэтическим блоком «Живописность и многозначность поэтического образа» после серьезного повторения проводится проверочная работа «Опыты стиховедения» .

Наблюдая за тем, как живет звук, цвет, свет, слово в поэзии, учащиеся проникают в тайны создания поэтического образа, знакомятся с различными тропами, стилистическими фигурами, пробуют воссоздать авторский текст, опираясь на свои знания творческой манеры того или иного поэта и свой художественный вкус.

К концу 6-го класса ребята готовят поэтический праздник , на котором звучат и стихи собственного Сочинения.

Приложение
Опыты стиховедения

Задание. Определите стихотворный размер, систему рифмовки в следующих отрывках.

На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей.

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым.

Ни конь, оживленный Военной трубой, Ни варвар, смятенный Внезапной борьбой, Страшней не трепещет, Когда вдруг заблещет Кинжал роковой.

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах…

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне, Травы степные унизаны влагой вечерней, Речи отрывистей, сердце опять суеверней, Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Пример домашнего задания по литературе в 6-м классе при изучении блока «Многозначность и многоплановость поэтического образа»

В данных строфах, взятых из стихотворений Н. Заболоцкого, определить стихотворный размер, схему и тип рифмовки и попытаться восстановить цельность поэтических строк, исходя из смысловой и образной системы отрывков и по своему художественному вкусу.

При проверке домашнего задания на уроке, нахождении особенно удачных детских вариантов обращаемся к поэтическому оригиналу Н. Заболоцкого и еще раз убеждаемся в необычности художественного стиля поэта, отмечаем особую роль метафоры в системе образных средств его поэзии.

Сочиняют в заданном размере на заданную тему ученики 6-го класса

ОCЕНЬ Быстро лето пролетело, Осень желтая пришла. Клюква красная поспела, Пашня черная видна.

Шумят птицы, улетая, Ежик спит в своем гнезде. Деловитых синиц стая Скачет, прыгает везде.

Холода уж наступают, Загрустили все кусты, Лист последний облетает, Гнезда старые пусты.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ОСЕНИ Пастух по стаду бьет кнутом, Шуршит листвы цветная скатерть, Деревья будто в решето Поймали солнце на закате.

Уж скоро горкой лед и снег Покроют пашни и озера, И только зверя хитрый след На тропах вычертит узоры.

ЗИМА Зима — мой лучший друг на свете: Люблю я лыжи и коньки. И дарят радость всем нам, детям, Ее морозные деньки.

Как хорошо скатиться с горки, Подставить щеки ветерку, С друзьями у нарядной елки Кружиться вихрем по катку!

Покрыты инеем деревья, Снежок под лыжами скрипит, И для поэтов вдохновенье Зима морозная таит.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Теория и практика стихосложения