Слово о погибели Русской земли
СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ — отрывок не сохранившегося полностью произведения, которое было посвящено татаро-монгольскому нашествию на Русь. С. дошло до нас в двух списках как введение к первой редакции Жития Александра Невского, что давало основание ряду исследователей видеть в нем вступление к гипотетической светской биографии князя, которая якобы послужила основой его Жития.
Однако сравнение стиля С. со стилем Жития свидетельствует о независимости и разновременности возникновения этих произведений; их объединение — факт
По поэтической структуре и в идейном отношении С. близко к «Слову о полку
Но близость этих произведений объясняется не зависимостью одного произведения другого, а их поэтическими особенностями.
По вопросу возникновения С. сущеествует несколько точек зрения. Наиболее убедительной следует признать датировку тех исследователей, которые связывают возникновение С. с Батыевым нашествием на Русь в 1237-1240 гг. С. обрывается на фразе «А в ты дни болезнь крестианом от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго». «Нынешний Ярослав» — Ярослав Всеволодович, умер в 1246 г., следовательно, С. было написано до 1246 г. Юрий Всеволодович тоже именуется как современный княжащий князь, а он погиб в битве на Сити 4 марта 1238 г. Следовательно, С. было создано в самом начале разгрома Русской земли Батыем, до битвы на реке Сить.
Имя автора С. неизвестно. Существуют лишь различные предположения о том, где было написано С. и каково происхождение его автора. Одни исследоваватели считают, что автор — новгородец, другие относят место возникновения С. к южной Руси, третьи видят в авторе памятника представителя северо-восточной Руси — жителя Переяславля-Залесского или Владимира, четвертые местом написания С. называют северо-восточную Русь, но автор, по их мнению, выходец из южной Руси.
Последняя гипотеза наиболее убедительна: в С. много черт, связанных с северо-восточной Русью , а вместе с тем автор хорошо знает легенды о Владимире Мономахе южнорусского происхождения.
С. оказало влияние на несколько памятников более позднего времени. Отдельными образами С. воспользовался: монах Кирилло-Белозерского монастыри Ефросин, создавая свой вариант «Задонщины» , реминисценции из С. имеются в Житии Феодора Ярославского в редакции Андрея Юрьева и в Степенной книге .
С. было открыто в конце XIX в., первая его публикация вышла в 1892 г. Текст С. неоднократно публиковался и отдельно, и в составе сборников и хрестоматий. Произведению посвящена обширная исследовательская литература .
Л. А. Дмитриев