Самоубийство Свидригайлова
Ф. М. Достоевский писал роман » Преступление и наказание » в 60-е годы 19 века, когда Россия вступила в сумрак переходной эпохи. В романе на примере Раскольникова автор отразил то, как, по каким причинам, человек может пойти на крайность. Раскольников, создавший и проверивший свою теорию «сверхчеловека» — это смятенная душа, рвущаяся к идеалам и угнетаемая мраком, безысходностью окружающего мира.
Петербург Раскольникова — страшное место: пыльные, желтые высокие дома с «дворами-колодцами», «слепыми окнами», выбитые стекла.
И в их числе Свидригайлов.
Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа. «… Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые.
Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы
На совести Свидригайлова страшные преступления: по его вине закончили жизнь самоубийством слуга Филипп и четырнадцатилетняя девочка, оскорбленная им. Свидригайлов уже давно перешагнул черту, отделяющую добро и зло. На первый взгляд кажется, что он не испытывает сомнений — смирился со своим «злодейским» существованием и даже находит в нем прелести. Свидригайлов тревожит Раскольникова, последний чувствует над собой власть загадочного человека, свободного от нравственных законов. Казалось бы, такой неординарный герой не должен убивать себя.
Но — Свидригайлов покончил с жизнью. В чем же причины такого поступка? Причин самоубийства Свидригайлова множество.
Достоевский, мастер тонкого психологизма, не мог ограничиться одним тривиальным объяснением гибели своего героя.
Одна из причин самоубийства Свидригайлова — это скука. Свобода от нравствен-ного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения.
Даже его влечение-к сестре Раскольни-кова Авдотье Романовне — не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело.
И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота.
Еще одну причину самоубийства Свидригайлова, на мой взгляд, помогают нам раскрыть исследования М. Бахтина.
«Герой у Достоевского, — пишет Бахтин, — это особая точка зрения на мир и на себя самого». Автор, по словам исследователя, исследует не четко очерченный образ героя, а последний итог его сознания и самосознания, «последнее слово героя о себе самом и о своем мире». Исходя из этого утверждения, можно сказать, что Свидригайлов отрицает как себя, так и свой мир, приведший к возникновению и развитию столь циничного персонажа, для которого не существует ничего святого.
Свидригайлов — циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя — и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме. Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование.
Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла.
Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа.
Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так.
В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию — стало самоубийство.
По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни. Достоевский показал всю бессмысленность такого существования, заведомую гибельность жизненного пути, лишенного опоры на нравственный общечеловеческий закон.