Реализм басен Леонида Глебова
Наивысшего своего развития басня достигла в XIX веке в творчестве Леонида Глебова. Украинская басня вознеслась на высшую ступень с выходом в свет сборника «Малороссийские присказки» в 1834 году. Известно 107 басен, написанных этим неутомимым тружеником, который, по словам Ивана Франко, даже в годы страшного застоя и всеобщего упадка литературной жизни в Украине не выпускал из рук пера.
В баснях «Волк и Ягненок», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи» Л. Глебов воспроизвел бесправное положение крепостного крестьянства. Со стороны помещиков
… Ниже перед высшим гнется,
А больший меньшего да еще и бьет.
Ярко изобразил баснописец разрушение помещичьих хозяйств, банкротство господ в произведении «Мельник». Фома, когда-то хороший хозяин, забросил свое хозяйство, потому что «хорошо за дело брался». Он не прислушивается к советам, самоуверенно отвечает:
— Пусть только! Река — не лужа;
Воды еще хватит на всю жизнь!
Автор в аллегорической форме раскрыл паразитизм и расточительство помещиков, показал их жестокость и бесчеловечное
В басне «Медведь-пасечник» Л. Глебов высмеял выборы в земство, создав пародию на царский суд, показав умение хищников приспосабливаться к новым условиям.
Свое перо сатирика Л. Глебов направлял на паразитизм, лакейство, лицемерие, праздность и эгоизм помещиков. В басне «Щенок» автор приговорил продажных, морально низких людей, которые за недоеденную кость с барского стола готовы предать верных друзей. Щенок пренебрежительно относится к Бровку, потому что является паном, он равнодушен к страданиям бывшего товарища.
Леонид Глебов своим басенным творчеством «сделал значительный шаг вперед по сравнению со своими предшественниками и современниками», изображая реальные картины того времени.