Проблемы эмансипации женщины в рассказах Владимира Винниченко
Досадно, что почти 30 лет Украина не читала произведения великого мастера, новатора украинской литературы В. Винниченко. Жестокое время заставило талантливого художника оставить Украину, до последних дней жить за границей. Но талант не может быть молчаливым. Работал, много писал с надеждой, что пройдет, настанут времена, когда его произведения продолжат свою жизнь на родной земле, среди тех, для кого творил и о ком рассказывал в своих романах, драматических произведениях, рассказах. Малая проза В. Винниченко — это свыше ста рассказов.
И
В частности, во многих рассказах, кроме традиционных проблем, писатель решает проблему женщины как личности. Если в произведениях его предшественников женщина была изображена приниженной, испуганной, лишенной права на самоуважение, то в рассказах Винниченко видим совсем новый взгляд на женщину: женщина и мир, женщина и мораль, красота как мерило ценности личности. Он принуждает всех по-новому посмотреть на место женщины в качественно обновленном обществе.
Мастерство писателя очевидное, так как умеет выделить в описании
Девушки в рассказах Винниченко не монументальные, духовно не замкнутые и неприступные. В них внешняя красота объединяется с природной искренностью, душевностью, и сама девушка поражает своей целостностью, запалом, энергией. Как вот в рассказе «Зина»: «… эта девушка каждое утро влетала ко мне в комнату, наскоро стискивала мою руку, брызгала во все уголки смехом и словами, хватала меня за рукав и с такой страстью вытягивала на улицу, будто в том доме начинался пожар».
Так и возникает перед нами Зина, необыкновенная Зина, загадочная, и поведение у нее чудное, внешняя красота сказочная, натура лирическая. А вот перед нами другой тип женщины — Людмила из рассказа «Работы!»: «… в дом вступила какая-то высокая, стройная, полная женская фигура, вся в черном и черной широкой шляпе на голове. Она с серьезным и уважительным видом… молча села на лавку, невольно протянула и ему свою, довольно большую, спрятанную в черную перчатку руку».
Перед нами профессиональная революционерка.
К естественной изысканности прибавляется вынужденная таинственность, глубокий ум, осознание собственной гражданской позиции и готовности к самопожертвованию. Она воспринимается как самодовлеющая, полноправная личность. И, в конце концов, еще один тип женщины — это Гликерия из рассказа «Контрасты». «Она выпила уже третью рюмку густого, крепкого ликера и чувствует себя чрезвычайно приятно: так любо, так уютно сидеть, опершись спиной на дерево, лениво прислушаться к этим звукам, смешанным с болтовней соучастников пикника, из лопотания листвы, из щебетания птичек…
По всему телу разлита такая хорошая, нежная усталость, в груди звенит какое-то мягкое, теплое и доброе чувство, не хочется ни двигаться, ни говорить, — хочется только счастливо, радостно улыбаться».. Это — женщина-настроение. Мастер детали показывает, что новая жизнь изменила быт женщины, она имеет возможность именно так проявить свою нежность, романтизм, раскованность.
В. Винниченко интересует загадка женской души, психология настроений, чувств. Он создал образ женщины, который видел сам, и очень ему хотелось, чтобы и другие видели женщину именно такой, так как в ней внешняя красота объединяется с духовным благородством.