«Фауст» — драматическое произведение. Пересказ кратко
«Фауст» — драматическое произведение, но это не пьеса для театра, хотя отдельные эпизоды могут быть поставлены на сцене. Это одновременно и трагедия, и колоссальная философская поэма, которая отобразила поиски целой эпохи немецкой мысли. Самому автору тяжело было дать определение основной идеи » Фауста «, он не видел возможности выразить весь его глубинный и многозначный смысл одной мыслью.
Трагедия приоткрывается двумя прологами. Первый из них «Пролог в театре» — беседа поэта, актера и директора.
Три собеседника
Актер призывает смелее черпать из самой жизни, чтобы приобщить сердца людей. Директор представляет деловую практическую сторону. Он видит вещи без украшений.
От разговоров он зовет к делу, к реальному осуществлению на сцене высоких поэтических замыслов.
Второй пролог — «Пролог на небе». В нем принимают участие Господь, архангелы Рафаил , Михаил, Гавриил. Этот пролог открывается гимном могущественной природе, вечному движению и вечной гармонии, гимном Солнцу
Земля со скоростью страшной Вокруг солнца шаром летит И райский свет дня очередью Сменяет ночи темнота. Волнует море необозримое И шумом скалы покрывает, И сфер стремленье вечно-скорое И горы и море покрывает.
Все трое
Этих непостижимых чудес видения наполняют силой сердца: и, как в первый день творения, прекрасны все дела творца.
Рафаэль
Нет, Господи! На ней одно лихое совершается: Так люди мучаются, что жаль на них смотреть, — Уже против них и запал мой ослаб.
Действие начинается. Переносимся на землю. Ночь. Комната с высоким готическим сводом. Фауст сидит беспокойно в кресле возле стола.
Тысячи дней и ночей провел он в этой темной норе за чтением и опытами. Постиг философию, медицину, достиг ученых степеней, богослов. И что же.
С отчаянием он сознает, что ни на шаг не приблизился к истине.
Фауст
В философию я вник, До края всех наук дошел — Уже я и врач, и юрист, И, к несчастью, богослов… Ну и к чему же я доучился? Как дураком был, так и остался.
Хотя имею докторское звание…
К живым чувствам, делам и радости стремится Фауст. Жизнь зовет Фауста, но он далек от жизни. Она прошла мимо, прожита не так.
В комнату заходит помощник Фауста Вагнер, он не способен понять Фауста, разделить его порывы.
А я готов, Вагнер, и целую ночь не спать, Лишь бы вести с вами ученую речь. Разрешите и завтра, в Пасхальный праздник, Спросить вас о том, о сем. Я стремлюсь к наукам — и знаю уже много,
Но хотел бы знать все. Осознание ограниченности своих сил, невозможность узнать о «почине мыслей и мире внутренней связи», общение с самодовольным Вагнером подталкивают Фауста к мысли о самоубийстве, но пасхальное пение останавливает героя перед фатальным шагом. После празднования происходит встреча Фауста с Рафаэлем, который предлагает ученому заново пройти свой жизненный путь.
Фауст соглашается с этим предложением при одном условии: Рафаэль заберет себе душу Фауста лишь тогда, когда он будет удовлетворен каким-то мигом новой жизни.
Рафаэль
«Сегодня же, господин доктор, в обед. Я к своей службе приступаю. Но — жизнью и смертью заклинаю, — Расписку дай, чтобы все было как нужно». Рафаэль приводит Фауста к склепу Авербаха в Лейпциге, где развлекается веселое общество. И беззаботное существование студентов и пьяниц не привлекает героя.
Тогда дьявол ведет Фауста к кухне ведьм и соблазняет его женским образом. Помолодевший Фауст влюбляется в Маргариту. С помощью Рафаэля он посещает комнату Маргариты. Любовь входит в жизнь Фауста. Он встретил девушку, она пленила его нетронутой, свежестью.
Его захватывает глубокое чувство, он входит в ее простой и чистый мир. Мир Маргариты — это и патриархальная тишина и свежесть простых чувств, которую воспел Гете в поэме «Герман и Доротея». Фауст — воплощение беспокойства. Он из тех, кто поднимает мир сонной тишины с его заведенным столетиями порядком.
Маргарита верит Фаусту, беспредельно любит его.
Но Маргарита попадает в тюрьму за убийство родившегося от Фауста ребенка. Рафаэль перенес Фауста к Маргарите в тюрьму. Много таких девушек-жертв, одиноких, доведенных до совершения преступлений лицемерной моралью общества, попадали в тюрьмы.
Сцена в тюрьме является одной из наилучших поэтических страниц в мировой литературе.