Конспект урока по географии «Тундровая зона России» 8 класс

Тема урока:

Тундровая зона России.

Предмет : География

Класс : 8

Цель: Знакомство с особенностями зоны тундры, расширение знаний учащихся о взаимосвязях компонентов природы на примере зоны тундры, воспитание чувства любви к природе своей Родине.

Задачи:

Образовательная : сформировать представления о природной зоне тундры, хозяйственном использовании ресурсов зоны и проблемах нарушения целостности природного комплекса;

Развивающая :

Способствовать осознанию ценностей географического знания, как важнейшего

компонента научной картины мира,

Продолжить формирование умения находить причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать, анализировать и синтезировать, высказывать суждения, формулировать собственное мнение, делать выводы, приходить к общему решению

Развивать культуры общения, навыка работать в группе, развивать навыки исследовательской работы

Воспитательная : Воспитывать чувство экологической ответственности, уважительного отношения к природному наследию.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный, исследовательский

Техническое

обеспечение урока : атлас, мультимедийное оборудование

Основополагающий вопрос урока.

Нужно ли сохранять тундру как природный комплекс?

Этап урока

Цель

Время

Содержание учебного материала

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку: наличие тетрадей и письменных принадлежностей

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Познавательный интерес

Актуализация знаний.

Мотивация к учебной деятельности

— Прослушивание фрагмента песни

Увезу тебя я в тундру

, постановка целей урока учащимися по аналогии с предыдущим уроком, определение темы урока, постановка основополагающего вопроса урока учителем

Урок проходит в сопровождении презентации.

1) Подводит учащихся к формулированию

Темы после прослушивания отрывка из песни

Увезу тебя я в тундру

. На слайде 1 появляется тема урока.

— Какова цель нашего урока? Что нам нужно для ее достижения?

Корректирует цель урока, ., ставит задачи.

Рассказывает о происхождении названия зоны.

— Название зоны произошло из Языка народа саами и означает «сопки» — невысокие вершины, которые не покрыты лесом. — или от финского tunturi, которое означает

Плоский безлесный холм

, а другое значение этого слова

Бесплодная или враждебная территория

. Оправдывает ли это слово свое значение, мы узнаем позже.

Слушают песню

1) Называют тему урока.

Тундра

Определяют цель и цель урока по аналогии с предыдущим уроком:

Изучить особенности зоны тундры, как природного комплекса. Для этого необходимо изучить материал по плану характеристики зоны

.

3) Сдувают учителя.

Запись в таблице в тетради

Изучение нового материала:

Инструкционный

Организация работы в группах.

2) Исследовательский

Совершенствование навыка работы в группе, поиска и выбора нужной информации,

Выявление причинно-следственных связей между компонентами природы

3) Отчетный

15

Учащиеся делятся на 7 групп должны подготовить сообщение по своему вопросу для остальных групп.

Изучение учащимися раздаточного материала, подготовка сообщений.

Выступление групп с отчетами о проделанной работе.

Устное сообщение учителя

Исследовательский, частично поисковый

Групповой,

Объяснительно — иллюстративный

— Каждая группа получила задания , атласы и раздаточный материал . За 7 минут вы должны провести исследование и подготовить сообщения по своим вопросам для других групп.

1) Учитель объясняет, как будет оцениваться работа учащихся:

-Оценка группе будет выставлена по среднему баллу за выступление и тест, который будет выполняться группами в конце урока. Один учащийся от группы по вашему выбору сдает на проверку тетрадь с заполненной таблицей. Приступаем.

Наблюдает за работой групп.

Руководит отчетом групп, открывает на слайде карту физическую и природных зон России при отчете первой группы. Корректирует и оценивает выступления .

Слушают учителя

Распределяют задания внутри группы, изучают карты атласа, раздаточный материал, готовят сообщение.

Группы выступают по очереди, в соответствии с планом характеристики зоны.

Группа картографов, ботаников и зоологов, иллюстрирует свое выступление слайдами, подготовленными как домашнее задание. Остальные слушают, заполняют таблицу

Взаимное обучение в результате выступления групп по своим вопросам. Заполнение таблицы в тетрадях.

Приобретение знаний по отдельныи вопросам темы

Развитие монологической речи,

Заполнение таблицы, выявление взаимосвя зей природных компонен — тов

Закрепление

Первичное осмысление материала, развитие аналитического мышления.

— Выявление характерных черт тундры.

— Сравнение тундры и арктической пустыни, выявление причин сходства и отличий.

— Ответ на основополага ющий вопрос урока.

— Выполнение теста

Арктическая пустыня и тундра

, самопроверка и самооценка.

Репродуктивный, логическая задача, сравнение, поиск общего

1) Обобщает, предлагает выделить Характерные черты зоны тундры .

— Давайте назовем характерные черты тундры :

Природные явления

Климатические

В органическом мире

Корректирует, обобщает, открывает слайд.

2) Предлагает Сравнить 2 зоны :

— Давайте выясним, чего больше — сходств или отлитий у зоны арктических пустынь и тундры и почему .

3) Предлагает Ответить на основополагающий вопрос :

— Нужно ли сохранять тундру как природный комплекс и почему?

Если учащиеся затруднятся, то на слайде открываются опорные слова: уникальность природы, богатство ресурсами, влияние на природу человека.

1) Предлагают ответы:

Полярный день и полярная ночь,

Снежный покров маломощный, но плотный,

Сильные ветры,

Короткое прохладное лето, суровая зима

Множество озер и болот, многолетняя мерзлота

Отсутствие деревьев и господство однолетников, мхов, лишайников, кустарничков

Множество перелетных птиц летом

2) Сравнивают зоны по плану, выявляют сходства и отличия, называют причины.

3) Отвечают.

— Тундра нуждается а охране, т. к. ее природа уникальна, а человек в результате своей деятельности нарушает компоненты природы., который очень долго восстанавливаются в суровых условиях.

4) Слайд 8 Проверка знаний. Диктант .

— Давайте проверим, как вы усвоили материал. Каждая группа выполняет тест. Время работы 5 минут.

4) Выполняют тест. Проводят самопроверку и самооценку, сообщают оценку учителю.

Подведение итогов.

Дать оценку работе групп

Сообщает оценку каждой группе, собирает по 1конспекту от группы для проверки заполнения таблицы.

Сдают по 1 тетради от группы на проверку по собственному выбору

Рефлексия

Самоанализ деятельности и ее результатов

Предлагаю группам совместно озвучить образ тундры, который вы сами создали сегодня на уроке.

Слайд 11

1 группа — одно существительное

2 группа — 2 прилагательных

3 группа — 3 глагола

4 группа — фраза из 4 слов

5 группа — синоним слова

6 группа — что запомнилось больше всего

7 группа — что хотелось бы увидеть

Своими глазами

Задает вопрос:

— Для чего могут пригодиться полученные знания?

— Вернемся к цели и задачам урока? Достигли ли мы их выполнения?

Учащиеся отвечают.

Примерные ответы:

Мох

Белесая, холодная

Выживают, приспосабливаются, развиваются.

Холодный климат ранимая природа

Суровая

Домашнее задание

Задает дифференцированное домашнее задание : § 23 — читать. На оценку 9 — подготовить Рассказ о зоне тундры. На оценку 10 — уметь Сравнивать зону арктических пустынь и тундру

На оценку 11 — сделать Крооссворд на тему

Зоны Севера). Не менее 15 слов с вопросами и ответами на отдельных листах формата А 4

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Группа № 1

Географы и геоморфологи

Ⅰ По карте атласа и тексту раздаточного материала определите географическое положение зоны тундры:

В какой части страны расположена зона, в каких примерно широтах

На каких полуостровах и островах

Как изменяется территория зоны с продвижением на восток

Внешний облик зоны

Сделайте предположение о возможном влиянии географического положения на природу этой территории

Ⅱ По физической карте атласа определите характер рельефа зоны тундры Какие горы или равнины

­­­­­­­­­­­

Группа №; 2

Климатологи

Используя карты атласа, учебника и раздаточный материал, составьте краткую характеристику климата зоны тундры по следующему плану:

В каком климатическом поясе находится зона

Температурный режим

Годовое количество осадков, режим их выпадения, мощность снежного покрова

Испаряемость, характер увлажнения

Типы погод. Времена года

Другие особенности климата

Сделайте вывод о влиянии климата на природу зоны

Группа № 3

Гидрологи

Исследуйте физическую карту атласа и раздаточный материал и дайте краткую характеристику вод тундры

Виды внутренних вод в зоне, какие водоемы преобладают на территории зоны тундры и почему? назовите и покажите их на карте. Есть ли болота. Причины заболоченности

Многолетняя мерзлота, ее влияние на другие компоненты природы.

Сделайте вывод о зависимости вод от географического положения, рельефа и климата

Группа № 4

Почвоведы

Используя почвенную карту атласа и раздаточный материал дайте краткую характеристику почвы

Тип почвы

Строение профиля

Сделайте вывод о влиянии природных компонентов на почвы зоны

Группа № 5

Ботаники

Исследуйте раздаточный материал и дайте краткую характеристику тундры растительности тундры

Характерные черты растительности

Представители растительности

Есть ли древесная растительность

Приспособленность растений к условиям обитания

Сделайте вывод о связи природных компонентов и их влиянии друг на друга

Группа № 6

Зоологи

Исследуйте раздаточный материал и дайте краткую характеристику животного мира зоны

Типичные представители зоны

Приспособленность к условиям обитания

Сделайте вывод о факторах, оказывающих влияние на формирование фауны тундрысформировался животный мир зоны

Группа № 7

Этнографы

Используя текст раздаточного материала, составите рассказ:

Коренные жители и их занятия, как связаны между собой климатические условия тундры и основные занятия

Какие крупные города возникли в пределах зоны

Какие природные богатства добываются

Группа № 8

Экологи

Используя текст раздаточного материала, составите рассказ:

Какие экологические проблемы возникли в зоне, причина

Охрана природы тундры

Приложение 2

Диктант

Арктическая пустыня и тундра

Арктическая пустыня —

Тундра —

Расположена в основном на островах СЛО

Жизнь связана с морем — источником пищи

Увлажнение избыточно, много болот и озер

Встречается белый медведь

Много перелетных птиц

Средняя температура января -26-28С, а июня +5 — +12, осадков -200-250 мм в годС

Сильные ветры выдувают тепло в летний период

Грибы выше деревьев, мох — пища для оленей, в реках и озерах много рыбы, обилие ягодных кустарничков.

Значительные площади покрыты ледниками, на скалах

Птичьи базары

Расположена в южной части субарктического климата

Ключ

Арктическая пустыня — 1, 2, 4 7, 9

Тундра — 3, 5, 6, 8, 10

Приложение 3

Оценочный лист

Название группы

Оуенка за выступление

Оценка за диктант

Итоговая оценуа

Географы и геоморфологи

Климатологи

Гидрологи

Почвоведы

Ботаники

Зоологи

Этнографы

Экологи

Приложение 4

Раздаточный материал

Тундра — природная зона субарктического пояса, расположенная между зоной арктических пустынь на севере и лесотундрой на юге. Тундра занимает 15% всей территории России.

Тундра занимает 15% всей территории России. Она как бы жмется к побережью Северного Ледовитого океана, образуя вдоль его берегов полосу открытых пространств, сравнительно узкую в западных и более широкую в восточных районах . Тундрой покрыта также часть островов. На Камчатке тундры нет

Тундрой на территории России заняты арктические острова Колгуев, Вайгач, южный остров Новой Земли и материковое побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова на западе до Камчатки на востоке.

Преобладающий тип рельефа

Поверхность тундры в западных районах представляет собой бескрайнюю равнину с многочисленными реками, озерами и болотами. Большая часть их еще недавно была покрыта водами морской бореальной трансгрессии. В тундрах Русской равнины, Западной и Средней Сибири наблюдаются Ледниковые моренные формы рельефа различной сохранности.

Плоские низменности местами прерываются возвышенностями и даже невысокими горными хребтами. Хребет Бырранга на Таймыре поднимается до 1146 м над ур. м.

Облик Тундры Большую часть года здесь свирепствуют холода. Оголенная местность. Эти необъятные пространства постоянно продуваются ветрами. Снег тает лишь во время короткого арктического лета. Из-за вечной мерзлоты талые воды не исчезают.

По этой причине, летом тундра превращается в необъятные болотистые пространства, связанные между собой ручьями и водными потоками. После схода последних снегов, тундра пышно цветет.

Климат

Климат Тундра отличается очень суровым климатом : холод, сильные ветры, вечная мерзлота. Зима продолжительная и холодная . Лето Также относительно холодное, средняя температура июня около 12° С, в дельте Лены температура июля не превышает 5С, а зимой опускает ниже -42С. С приходом лета оживает вся растительность. В тундре бывает только два времени года — зима и лето.

В тундре нет резкой грани, разделяющей весну и лето, и о переходе весны к лету и от лета к осени можно говорить лишь условно. За начало лета обычно принимают исчезновение снега на большей части тундры, а за его конец — первые морозы и снегопады в конце августа. Лето В тундре короткое и холодное, но с длинным световым днем; заморозки случаются и летом.

Осадков в среднем за год выпадает лишь 200-300мм

Количество осадков к югу также увеличивается и составляет от 200 до 400 мм в год. В целом количество атмосферных осадков в тундре можно оценить как умеренное. Значительная часть выпадает в виде снега, который покрывает почву на протяжении 200-260 дней в году. Мощность снежного покрова достигает 30-70см.

Годовая сумма осадков больше величины испаряемости, поэтому коэффициент увлажнения превышает единицу. Небо здесь редко бывает безоблачным, воздух почти всегда насыщен водяными парами. Соседство с морями Северного Ледовитого океана, равнинный рельеф и безлесье определяют большую скорость ветра, до 40м/с. Безморозный период продолжается от 45 до 90 дней в году.

Сильные ветры сдувают снег с возвышенных мест в низины, обнажая почву на большом протяжении. Частые метели перевевают снежный покров, от толщины которого в значительной мере зависит распределение растительности. Ветры в тундре имеют ясно выраженный муссонный характер и круглый год холодные: зимой они дуют с юга, с переохлажденного материка в сторону теплого океана, летом с севера, с холодного океана на теплый материк.

Небо здесь редко бывает безоблачным, воздух почти до предела насыщен водяными парами. Во все месяцы года, по наблюдениям в 13 часов, относительная влажность воздуха выше 70%. Соседство с морями Ледовитого океана, равнинный рельеф и безлесье определяют Большую скорость ветра.

Климат тундры не везде одинаковый. В местах близких к морю климат мягче, потому что сюда заходят теплые воды Северо-Атлантического течения. Климат субарктический — суровая зима, долгая и холодная, до -32С, в Якутии до -40С, в Оймяконе температура порой понижается до -68С. На восточной окраине России климат мягче, сказывается влияние Тихого океана.

Небо в тундре чаще всего пасмурное, затянуто облаками, часты туманы. Морозы здесь длятся до 8 месяцев. Уже в августе начинаются холода, предупреждающие о приближении зимы, осадков в тундре выпадает мало. Для всей тундры характерна многолетняя мерзлота.

Толщина мерзлого слоя неодинакова. В Якутии, например, его толщина достигает несколько сотен метров. Летом мерзлый слой оттаивает на различную глубину: торф на 3-40см., глина на 125см., а песок более чем на 150 см.

Лето короткое, температура на севере +4С, на юге +10С, осадков выпадает мало -200-300мм в год, но увлажнение избыточное, коэффициент увлажнения >1,5 из-за низкой испаряемости. Зимой тундра унылая и неприветливая.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока по географии «Тундровая зона России» 8 класс