Герой «вакхической драмы» Анненского «Фамира-кифарэд»
Вслед за недошедшей до нас трагедией Софокла Ин. Анненский замыслил «трагического Фамиру». Исторический мотив в изложении автора таков: «сын фракийского царя Филаммона и нимфы Агриопы, Фамир или Фамирид, прославился своей игрой на кифаре; его надменность дошла до того, что он вызвал на состязание муз, но был побежден и в наказание лишен музыкального дара». Ин.
Анненский осложняет эту схему внезапной любовью нимфы к своему сыну и рисует последнего мечтателем, чуждым любви и все-таки погибающим в сетях влюбленной в него женщины.
Рок
Он отрешен от жизни, одержим музыкой и напоминает отшельника, живущего только духовными радостями. Он признает единственного бога — созерцателя Аполлона — и не желает присоединяться к плотским радостям дионисийских действ сатиров, вакханок и менад. Предложение кимфы о состязании с Эвтерпой заставляет Ф. метаться между «звездами
В приступе отчаяния он лишает себя дара зрения.
Сюжет иного времени, иной культуры интерпретировался Анненским в соответствии с идеями начала XX века, «с болезненной осторожностью современного человека», как писал О. Э. Мандельштам. Модифицированный миф становился способом самовыражения поэта, воплощением тоски, одиночества человека, неспособного восстановить связи с миром, утратившего надежду на гармонию. Возвышенные мечты Ф. оказались разбитыми при соприкосновении с косной материей жизни, но его «мыслестрадание» сеяло сомнение в правомерности существующего миропорядка, в котором невозможно свободное существование личности.
Эта тема подчеркнута контрастами между лирическим и будничным, дана в соотношениях комических и трагических элементов драмы, в ее пространственно-цветовой гамме сцен, вереницей движущихся от «бледно-холодной», «голубой эмали» к «пыльно-лунной», «белесоватой» и «заревой».