Герой комедии Н. В. Гоголя «Женитьба»
Образ Подколесина продолжает цепь «необыкновенных» героев писателя. Развивая «идею бессмыслицы, заключенную в самом акте брака, соединения навечно двоих людей» , писатель показывает на первый взгляд обычного нерешительного человека, довольно крупного чиновника, решившего найти счастье в узах Гименея. Парадоксальность образа в том, что Гоголь нарисовал не обычного закоренелого холостяка из традиционного водевиля.
Подколесин готов вступить в брак.
Он уже мысленно пережил свадьбу, продумал ее в самых мелочах, «прокрутил»
Можно предлагать и предполагать немало вариантов психологической мотивации такого поведения П. Самое первое, что приходит на
Комизм усиливается еще и тем, что его друг Кочкарев, сладивший женитьбу, но не имеющий к ней никакого отношения, развивает кипучую деятельность, тогда как самое заинтересованное лицо, жених П., нерешительно колеблется.
Отсюда, надо полагать, недоумение актеров, занятых в первых спектаклях в Петербурге и Москве. С московским спектаклем связан забавный случай. Многие полагали, что роли П. и Кочкарева распределены неудачно: «Щепкин не может играть вялого и нерешительного творенья; а Живокини, играя живой характер, не может удержаться от привычных своих фарсов и движений» . В результате актеры поменялись ролями, но спектакля все равно не получилось.
Своеобразную трактовку образа П. дал режиссер А. В. Эфрос в спектакле в московском Театре на М. Бронной : «»Женитьба» — шутка, но с большой долей драматизма». В своем стремлении «ошинелить» комедию режиссер сумел по-новому прочитать мотивацию поступков героя комедии: «Иногда начинает казаться, что важно ему не то, что он слышит от свахи, а сам процесс разговора, потому что это хотя бы не спячка, это что-то другое, спячке противоположное».