Жития XVII века («Улиании Осоргиной» и «Протопопа Аввакума»). Своеобразие этих произведений
Жития святых XVII века знаменуют собой, в известном смысле, логическое завершение древнерусской агиографии, постепенный переход к новому периоду русской литературы. В 1-й половине XVII века (период «смутного времени») наблюдается трансформация жанра — агиографические произведения наполняются географическими реалиями (например, «Повесть о житии Варлаама Керетского»), элементами бытовой повести («Повесть об Ульянии Осоргиной» Она построена на живом соединении традиций агиографической литературы со своего рода бытовизмом нового
«Повесть об Ульянии Осоргиной» и развивает эту тему: рассказывает о жизни, о своего рода житии такой обыкновенной женщины. В жизни этой все обычно и обыденно. Однако в самой обыденности существования Ульянии проявляются черты религиозного благочестия. Произведение об Ульянии Осорьиной называют одним из первых опытов биографии частного человека. изображение женщины в этом произведении нарушает привычный агиографический канон, поскольку в качестве идеала здесь предстает «не монахиня, удалившаяся от мира, а супруга и мать».
2-я половина XVII в. являет
Во второй половине XVII века появился ряд раскольничьих сочинений, которые по своей жанровой природе можно определить как церковную публицистику с резко выраженным полемическим характером. Памятники этого периода отражают самые разнообразные стороны религиозной, общественно-политической, нравственной и культурной жизни Руси. Особую значимость приобрела в старообрядческой письменности автобиографическая тема. (Житие протопопа Аввакума)