Тема войны в русской литературе
В истории России было множество различных войн, и всегда они неизбежно приносили беды, разруху, страдания, человеческие трагедии, независимо от того, были они объявлены или начаты подло исподтишка. Две непременные составляющие любой войны — это трагедия и слава.
Одной из наиболее ярких в этом отношении войн была война с Наполеоном 1812 г. Ее наиболее колоритно и широко изобразил в своем романе «Война и мир» Л. Н. Толстой. Думается, в его произведении война была рассмотрена и расценена со всех сторон — ее участники, ее причины и завершение.
В «Войне и мире» мы видим и мирное население в период военной опасности. Их поведение различно. Кто-то ведет в салонах модные разговоры о великолепии Наполеона, кто-то наживается на чужих трагедиях. Особое внимание Толстой уделяет тем, кто не дрогнул перед опасностью и всеми силами помогал армии. Ростовы ухаживают за пленными, отдельные смельчаки убегают добровольцами. Все это разнообразие натур проявляется особенно остро именно в войну, поскольку она является критическим моментом в жизни каждого, требует незамедлительной реакции без раздумий, и поэтому поступки людей здесь наиболее естественны.
Толстой неоднократно подчеркивал справедливый, освободительный характер войны — это было отражение Россией нападения Франции, Россия была вынуждена проливать кровь, чтобы отстоять свою независимость.
Но нет ничего страшнее гражданской войны, когда брат идет на брата, сын на отца. Эту человеческую трагедию показывали и Булгаков, и Фадеев, и Бабель, и Шолохов. Булгаковские герои «Белой гвардии» теряют жизненные ориентиры, мечутся от одного стана к другому или просто погибают, не понимая смысла своей жертвы. У Бабеля в «Конармии» отец-казак убивает сына, сторонника красных, а позже второй сын убивает своего отца. У Шолохова в «Родинке» отец-атаман убивает сына-комиссара. Жестокость, равнодушие к семейным узам, дружбе, умерщвление всего человеческого — вот неотъемлемые атрибуты гражданской войны.
Белый был — красный стал:
Кровь окропила.
Красный был — белый стал:
Смерть побелила.
Так писала М. Цветаева, утверждая, что смерть одна на всех, независимо от политических убеждений. И проявляться она может не только физически, но и морально: люди, сломавшись, идут на предательство. Так, интеллигент Павел Мечик из «Конармии» не может принять грубости красноармейцев, не уживается с ними и между честью и жизнью выбирает последнее.
Эта тема — нравственного выбора между честью и долгом — неоднократно становилась центральной в произведениях о войне, ведь в реальности почти всем приходилось делать этот выбор. Так, оба варианта ответа на этот сложный вопрос представлены в повести Василя Быкова «Сотников», действие которой происходит уже в Великую Отечественную войну. Партизан Рыбак сгибается под жестокостью пыток и постепенно выдает все больше информации, называет имена, таким образом, по капле увеличивая свое предательство. Сотников же в такой же ситуации стойко выносит все страдания, остается верным себе и своему делу и погибает патриотом, успев дать молчаливый наказ мальчику в буденовке.
В «Обелиске» Быков показывает и другой вариант того же выбора. Учитель Мороз добровольно разделил участь расстрелянных учеников; зная, что детей все равно не отпустят, не поддавшись на отговоры, он сделал свой нравственный выбор — последовал своему долгу.
Тема войны — неиссякаемый трагический источник сюжетов для произведений. Пока существуют честолюбивые и негуманные люди, не желающие остановить кровопролитие, земля будет раздираться снарядами, принимать все новые невинные жертвы, орошаться слезами. Цель всех писателей и поэтов, сделавших своей темой войну — заставить одуматься будущие поколения, показав во всей неприглядности и мерзости это бесчеловечное явление жизни.