Социально философская линия реализма Франс Ибсен

Франс. Анатоль Франс (1844- 1924)- великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей критического реализма рубежа веков. Франс (настоящее имя — Анатоль Франсуа Тибо) родился в семье букиниста. В 1860-е годы, занимаясь журналистской деятельностью, примкнул к парнасцам.
Под влиянием парнасцев Франс писал стихи (сб. «Золотые поэмы», 1873), затем увлекся учением И. Тэна, натурализмом повесть «Тощий кот», 1879, и др.).
Имя Франса становится известным в 1880-х годах (роман «Преступление Сильвестра Боннара», 1881). В эпоху

переоценки духовных ценностей писатель апеллирует к разуму, к гуманности, призывает сохранить великое культурное наследие прошлого.
Франс обращается к вольтеровской традиции, возрождая жанр философского романа («Харчевня королевы Гусиные лапы», 1893; «Суждения господина Жерома Куаньяра», 1893). Борьба идей, а не характеров, скептический и философский тон повествования, вспомогательное значение сюжета определяют своеобразие жанра, избранного им.
1896 г.- год признания Франса. Он избран членом Французской Академии. И именно в эти годы писатель проявляет особую политическую активность. Он включается в дело
Дрейфуса. 7 февраля 1898 г. Франс выступает свидетелем защиты на заседании суда по обвинению Золя в оскорблении военного суда. А 29 июля, когда Золя был лишен ордена Почетного легиона, Франс отказывается от своего ордена в знак протеста.
В эти годы писатель создает тетралогию «Современная история» («Под придорожным вязом», 1897; «Ивовый манекен», 1897; «Аметистовый перстень», 1899; «Господин Бержере в Париже», 1901). Сила критического изображения французской жизни конца века, гуманизм, носителем которого является в тетралогии ученый-латинист Бержере, народность делают тетралогию вершиной критического реализма во французской литературе 1890-х годов. Франс становится ярким воплощением латинского гения в его собственном понимании (сб. «Латинский гений», 1913).
В 1901 г. был опубликован рассказ «Кренкебиль» — один из лучших французских реалистических рассказов. Для него характерны глубина социального анализа, критическое звучание, отчетливость авторской позиции.
В романе «На белом камне» (1904) Франс утверждает мысль о том, что социализм — это будущее человечества. Франс неоднократно выступал в поддержку первой русской революции, основал Общество друзей русского народа и присоединенных к России народов и после ее поражения испытал кризис мировоззрения.
В гротескно-пародийном филocoфcкoм романе «Остров пингвинов» (1908) изложена концепция круговорота истории. Главная мысль произведения — отсутствие подлинного прогресса. Однако в книге еще более усиливается критическое изображение современной действительности, приобретающей гротескные черты. Это же касается романа о Великой французской революции «Боги жаждут» (1912) и сатирического романа «Восстание ангелов» (1914).
В начале Первой мировой войны 70-летний писатель обращается к правительству с просьбой призвать его в действующую армию, пишет националистические статьи (сб. «На славном пути», 1915; «Что говорят наши убитые», 1916). Но вскоре он осознает ошибочность своей позиции. В 1921 г. А. Франсу присуждается Нобелевская премия.
Франс придал критическому реализму рубежа веков особую философскую насыщенность.
Ибсен. Хенрик Ибсен (1828-1906) — норвежский писатель, один из крупнейших драматургов эпохи, создатель «новой драмы» («интеллектуальной драмы», или «драмы идей»). Его первые произведения носили романтический характер.
Переходными к реалистической драме идей стали драматические философские поэмы «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867). В образах Бранда как воплощения абсолютной воли (его идея: «Быть самим собой») и Пера Гюнта как воплощения безволия, готовности жить по принципу появляющихся в поэме фантастических троллей: «Быть самим собой довольным» явлены две противоположные точки зрения на предназначение человека.
Обе позиции терпят крах: Бранд, осознав ущербность ригоризма, погибает в снежной лавине, а Пер Гюнт, прийдя к пониманию губительности самодовольства и половинчатости, начинает меняться, и ему дается шанс сохранить свою личность — его гибель (символическая переплавка в оловянной ложке Пуговичника) отложена до следующего прихода Пуговичника. Изменчивость характера и открытый финал — важнейшие драматургические нововведения, которые делает Ибсен в «Пере Гюнте». Зритель должен быть сотворцом пьесы, размышляя о ее идеях, героях и событиях после окончания спектакля, — такова мысль Ибсена.
Крупнейшее достижение Ибсена- драма «Кукольный дом» (1879). Здесь он использовал целую систему художественных средств, разрабатывавшихся им в противовес развлекательной драматургии (ретроспективная композиция, основанная на тайне в прошлом героев, открытый финал, превращение пьесы в цепь дискуссий, которые продолжат зрители после окончания спектакля, символика, мотив всеобщей игры и т. д.).
Героиня драмы Нора, к которой ее муж Хельмер относится как к очаровательной кукле (символика: кукла, кукольный дом; мотив игры в куклы как жизни «понарошку»), когда-то совершила проступок — подделала подпись на векселе, спасая жизнь тяжело больного мужа (тайна в прошлом героев) и проявив тем самым свою самостоятельность, «некукольность».
Выяснение этой тайны составляет стержень драмы. В ней сталкиваются официальные воззрения и естественные чувства. Сам конфликт возник за восемь лет до начала действия, но осознается только здесь, на сцене. Однако, в противовес традиции, финал не дает разрешения конфликта: Нора уходит из дома мужа, не придя к какому-либо решению, а Хельмер полон надежды на «чудо из чудес» — возвращение Норы.
Исследовательница творчества Ибсена Г. Н. Храповицкая пишет: «Ретроспективная драма по отношению к драме с обычной композицией представляет собой кульминацию, которая возникла после предшествовавших ей событий и за которыми последуют новые события. . Стремление все современные мнения подвергнуть пересмотру с точки зрения человечности превращало драмы Ибсена в ряд дискуссий. Современники Ибсена говорили, что новая драма началась со слов Норы, сказанных Хельмеру: «Нам с тобой есть о чем поговорить»
В последующих драмах («Привидения», 1882; «Враг народа», 1882; «Дикая утка», 1884; «Росмерсхольм», 1886; «Женщина с моря», 1888) Ибсен развивает различные аспекты драмы идей. В поздних драмах («Гедда Габлер», 1890; «Строитель Сольнес», 1892; «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», 1899; и др.) он обращается к теме искусства и судьбе художника в современном обществе. Усиление внимания к символам сближает позднее творчество Ибсена с символизмом.
Благодаря деятельности Ибсена, а также норвежских писателей Бьернстьерне Бьернсона (1832-1910, драмы «Банкротство», 1874; «Редактор», 1874; «Король», 1877; «Свыше сил», ч. 1 — 1883, ч. 2 — 1895; и др.), Кнута Гамсуна (1859-1952, романы «Голод», 1890; «Мистерии», 1892; «Пан», 1894; «Виктория», 1898; «Дети века», 1913; «Соки земли», 1917; и др., драматическая трилогия об Иваре Карено: «У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898; и др.), шведского писателя Августа Стриндберга (1849- 1912, романы «Красная комната», 1879; «Одинокий», 1903; и др., драмы «Отец», 1887; «Фрекен Юлия», 1888; «Эрик XIV», 1899; «Соната призраков», 1907; и др.) литература скандинавских стран заняла одно из ведущих мест в мировом литературном процессе.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Социально философская линия реализма Франс Ибсен