«Серебряный век» на примере творчества Цветаевой

В 1914 готовя книгу «Юношеские стихи», Цветаева составила цикл стихотворений, обращенных к Парнок С. Я., сначала она назвала его «Ошибка» — название, выражавшее ее отношение к этому эпизоду жизни. Позже она заменила это название более нейтральным «Подруга». Роман с Парнок Цветаева назвала «часом своей первой катастрофы» — Повторю в канун разлуки, — Под конец любви, — Что любила эти руки — Властные твои, — И глаза — кого-кого-то — Взглядом не дарят! — Требующие отчета — За случайный взгляд. — И еще скажу

устало, — Слушать не спеши! — Что твоя душа мне встала — Поперек души. — Счастлив, кто тебя не встретил — На своем пути. Последнее стихотворение цикла, написанное уже после окончательного разрыва отношений, говорит о тоске по матери, по материнской ласке, доброте, участию. Рано осиротевшая Марина Цветаева искала в Парнок еще и замену умершей матери. — В оны дни ты мне была как мать, — Я в ночи тебя могла позвать, — Свет горячечный, свет бессонный, — Свет очей моих в ночи оны. — Благодатная, вспомяни, — Незакатные оны дни, — Материнские и дочерние, — Незакатные, невечерние. — Не смущать тебя
пришла, прощай, — Только платья поцелую край, — Да взгляну тебе очами в очи, — Зацелованные в оны ночи. — Будет день — умру — и день — умрешь, — Будет день — пойму — и день — поймешь. — И вернется нам в день прощенный — Невозвратное время оно. — Книга «Версты». Этот разрыв, а также встреча и расставание с Осипом Мандельштамом в 1916 году очень повлияли на Цветаеву и на ее творчество. В стихах книги «Версты. Выпуск» видна уже совершенно другая Цветаева. Изменилась лирическая героиня. В ранних стихах это девочка, юная прелестная девушка, в изысканной одежде, в богатом окружении: соломенная шляпа, шубка, муфта, шаль из турецких стран, шелковое платье, камелек, браслет из бирюзы. Преобладают слова ряда: игра, шалость, смех, веселье, нежность, невинность. Цвета тоже характерны для описания юности, радости, невинности; в основном это светлые, легкие тона: белый, золотистый, синий, голубой, зеленый, очень много роз и розового. В «Верстах» лирическая героиня совершенно другая, она свободна от обязательств и ограничений, переступает общепринятые нормы веры, семьи, быта. Она имеет много обликов: богоотступница, чернокнижница, колдунья, ворожея, цыганка, воровка, каторжанка. Характерны такие слова, как: дороги, версты, ветер, ночь, бессонница, плач. Действие стихов происходит уже не в комнатах, а на улицах, дорогах, за городом, в пригороде. Основными становятся темные цвета: серый, сизый, черный, иссиня — черный, «цвета ночи», красный. Для стихов «Верст» характерно большое количество глаголов, новизна рифм и ритмов, обращение к фольклору. — Коли милым назову — не соскучишься. — Превеликою слыву — поцелуйщицей. — Коль по улице плыву — бабы морщатся: — Плясовницею слыву, да притворщицей. — А немилый кто взойдет, да придвинется — Подивится весь народ — что за схимница, — Филин ухнет — черный кот ощетинится, — Будешь помнить целый год — чернокнижницу. — Хорошо, коль из ружья метко целятся, — Хорошо, коли братья верно делятся, — Коли сокол в мужья метит — девица. — Плясовница только я, да свирельница. — Коль похожа на жену — где повойник мой? — Коль похожа на вдову — где покойник мой? — Коли суженого жду — где бессонница? — Царь-Девицею живу, беззаконницей! — Цикл «Стихи о Москве» Зимой 1915-1916 годов Цветаева, побывав в Петербурге, познакомилась с Осипом Мандельштамом. Сразу же завязываются дружеские отношения, позже переросшие в краткую, но высокую любовь. С января по июнь 1916 года Мандельштам часто приезжает в Москву, в этот же период появляются его стихи, посвященные Москве и Марине Цветаевой, которые неразрывно связываются в сознании поэта: — В разноголосице девического хора — Все церкви нежные поют на голос свой, — И в дугах каменных Успенского собора — Мне брови чудятся, высокие, дугой. В это же время рождаются стихи Цветаевой, посвященные Мандельштаму, в том числе цикл «Стихи о Москве» — Из рук моих — нерукотворный град — Прими, мой странный, мой прекрасный брат. Цветаева очень высоко оценивала поэтический талант Осипа Мандельштама: — Я знаю: наш дар — неравен. — Мой голос впервые — тих. — Что вам, молодой Державин, — Мой невоспитанный стих. Эта дружба не прошла для Цветаевой бесследно. Новой для нее была глубина и серьезность философских размышлений Мандельштама о мире, об истории и культуре. Ее поэзия стала шире и глубже. Цветаева говорила, что ее поэзия не испытывала никаких литературных влияний, только человеческие. Она заметно выросла под влиянием личности Мандельштама, открыла в себе новые глубины. Летом 1916 года Сергея Эфрона призвали в армию, он должен был пройти курс в школе прапорщиков. Несмотря на болезнь, его не освободили от воинской службы. В начале 1917 года Сергей был направлен в Нижний Новгород в распределительную школу прапорщиков. Он был оторван от семьи, оставив дома маленькую Алю и беременную Марину.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Серебряный век» на примере творчества Цветаевой