Семья и школа в век образования
Я подошла к этой теме как учитель русского языка: разбила ее на два словосочетания. Семья и школа и век образования. Начну со второго. Итак, век образования. Это подчинительное словосочетание, век — главное слово. Век чего? Образования — зависимое. Да, мы живем уже в 21 веке, и новое время диктует новые правила и для образования тоже.
Обновляются основные принципы образования. На первое место в учебном процессе выходят индивидуализация и самообразование. При этом основными навыками должны стать :
Во-первых, глубокое владение информационно-коммуникативными
Во-вторых, самоорганизация деятельности,
В-третьих, владение различными способами добывания знаний.
В современных условиях образование должно и может стать
источником личного успеха,
Ресурсом общественного развития,
Инструментом реализации важнейших человеческих ценностей.
А организация системы образования должна быть выстроена так, чтобы она давала возможность выявить каждому ребенку свои способности, подготовиться к будущей жизнедеятельности, научиться строить свои отношения с обществом, уметь адаптироваться в окружающей среде, сохранить здоровье.
Современная эпоха — это эпоха формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирование самой человеческой личности.
А где, в каких конкретных условиях формируется человеческая личность?
Это, конечно же, семья и школа.
Обратите внимание, словосочетание сочинительное, т. е. слова в нем равноправны по отношению друг к другу. Но на первом месте стоит все-таки семья. И это не случайно. Именно семья играет главную роль в процессе формирования личности. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы взаимоотношения в его семье.
Светлые впечатления, верные взгляды, полученные в детстве, оставляют след на всю жизнь и как броня защищают душу от всех плохих влияний. Не могу не привести примеры высказываний известных педагогов и писателей о роли семьи в воспитании ребенка.
В. А. Сухомлинский говорил, что «семья — это та среда, где человек должен учиться творить добро».
А. С.Макаренко в «Книге для родителей» предупреждает нас, что ребенка мы воспитываем не только тогда, когда поучаем его или разговариваем с ним.
«Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами — все это имеет для ребенка большое значение».
«Процесс воспитания личности начинается в семье, — говорил Л. Н.Толстой. — Успешность его зависит от многих факторов, в том числе и от образа жизни родителей, которые являются примером для детей. И если он будет положителен, то он будет способствовать «доброму» воспитанию. Невозможно воспитать хорошо детей, если сам дурен».
Но больше всего мне понравилась мысль В. Г Белинского о воспитании в семье. Не ожидала, что литературный критик так правильно и современно и для нас может рассуждать о семье и школе: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений — сделать их учеными, гражданами, членами государства. Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти человека, который мог бы впоследствии тем или другим, но не переставая быть человеком».
Итак, семье отводится первое место в воспитании человека.
А теперь давайте посмотрим, какие отношения складываются между семьей и системой воспитания.
Увы, взаимные ожидания семьи и школы не всегда совпадают. Родители часто бывают недовольны работой учителей и воспитателей, не удовлетворены качеством образования. Более часто можно слышать два упрека родителей в адрес школы.
Какие? Куда только школа смотрит.
Раньше учили лучше.
Со своей стороны школа предъявляет претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как к воспитателям, не создающим необходимых условий для удовлетворения потребностей детей.
Конечно же, трудно добиться успеха, если в своей практической деятельности школа не сделает родителей своими настоящими помощниками, проявляющими к школе искренний интерес и оказывающими ей поддержку.
Эффективное развитие образовательного процесса в школе возможно, если осуществить подход к нему на основе ПАРТНЕРСТВА с родителями и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности. В нашей школе уже не первый год успешно действует такая программа. Идет активное взаимодействие семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребенка.
Я провела небольшой опрос среди учащихся нашей школы, чтоб выяснить, насколько часто родители интересуются школьными делами своих детей. Отрадно отметить, что 68 % учащихся ответили: каждый день. Конечно, были и другие ответы. Но следует учитывать, что есть такие родители, которым просто физически не хватает времени на воспитание детей, т. к. это время отнимает работа. В последнее время появилась еще одна немногочисленная категория родителей, которые оставляют детей с бабушками, уезжая на заработки. И не их в том вина, что дети остаются без должного внимания. Таково время.
Я думаю, что искренний интерес родителей к школьным проблемам вызван как раз тем, что
Партнерство родителей и школы начинается с вовлечения первых в управление школьными делами. В нашей школе действуют две совместные организации учителей, учащихся и их родителей: Совет школы и попечительский совет.
Кроме того, родители вовлекаются и во внеклассную работу: участвуют в спортивных соревнованиях, бывают почетными гостями и участниками развлекательных и тематических вечеров, помогают в делах краеведческого направления и в трудовых. Раз в год в школе проводится день открытых дверей, когда родители могут не просто прийти в школу, поговорить с учителями, но и поприсутствовать на уроках.
В разработку этой программы взаимодействия семьи и школы мы приняли во внимание следующие ключевые моменты:
Родителей надо сделать если не игроками, то хотя бы болельщиками своей команды.
Ценить в родителях инициативу и ответственность.
Развивать и поддерживать инициативу, творческие возможности родителей, умение их проявить.
Создавать атмосферу доверия на основе взаимоуважения.
Избегать противоборства и конфликтов.
Отношение детей к школе зависит от отношения к ней родителей.
На этой основе возможно эффективное сотрудничество семьи и школы в процессе обучения и воспитания. И вот тогда, в процессе этого сотрудничества и вырастет настоящий человек и гражданин.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын!