Возможность сильной личности повелевать над судьбами
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в очень тяжелый период для самого писателя — на каторге. Там он и столкнулся с «сильными личностями», характеры которых воплотил в главных героях своего произведения. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории «наполеонизма» — возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает ее утопический
Раскольников, бедный студент из обедневшей дворянской семьи, подавленный нищетой и несправедливостью жизни пытается найти выход из этого положения. Он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление. Иногда он сомневается в правильности своих мыслей, боясь загубить свою душу, но его манит результат. Его идея заключалась в том, что можно совершить преступление ради общего блага. И он решился на убийство этой старухи — процентщицы, которую считал глупой, ничтожной, вредной старушонкой. Раскольников совершил это
В плену этой же ложной теории находится и Свидригайлов — один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб. Казалось бы, очень много общего в поступках этих героев, но на сколько, на самом деле, были различны их жизненные ориентиры. Раскольников учится, пробивается в жизни сам и заботится о матери, сестре.
Свидригайлов — зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Оба героя, подчинившись одной идее, остались по разные стороны «баррикады». Стало ясно самому Раскольникову, — «не переступил он, на этой стороне остался», потому что «гражданин и человек». А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него — освобождение от всех преград, от «вопросов человека и гражданина». Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.
Поэтому Достоевский оставляет Родиону право на жизнь на каторге, на каторге где происходит мучительное освобождение от этой идеи, возвращение к людям, обретая истинные ценности. В своем произведении «Преступление и наказание», Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению.