В. В. Путин в литературе
Одна из явных тенденций современной российской литературы — обращение к образу президента Владимира Путина. О нем идет речь и в полумемуарных книжках Елены Трегубовой («Записки кремлевского диггера»), и в журналистких отчетах в твердом переплете Андрея Колесникова («Я Путина видел!», «Меня Путин видел!»), и в художественных текстах Александра Проханова («Господин Гексоген»), и в литературных шаржах Максима Кононенко («Владимир Владимирович ТМ»), и в «Евангелии от Соловьева» (одноименного автора), и в сказках Дмитрия
Феномен использования Владимира Путина в качестве литературного героя тем более интересен, что Владимир Владимирович никогда не отличался особой харизмой. Куда более колоритной фигурой был его предшественник на президентском посту — Борис Ельцин, но он не вызвал такого мощного литературного отклика. Но если смотреть на Владимира Путина не сквозь призму политики, а сквозь призму литературы, то такое внимание пишущих авторов к его персоне становится понятным.
Литература в частности и искусство в целом нуждаются в обобщенном образе
Внимание, которое современная литература уделяет Владимиру Путину, объясняется тем, что он является характерным носителем типических черт нынешнего времени и своей среды. Именно этим образ Путина и оказался интересен авторам и читателям.
Причем, можно отметить, что в большинстве произведений «путинианского» литературного течения образ Путина не низводится до плоского схематизма, а выписывается довольно объемно. Даже, если это всего лишь периферийный персонаж, как, например, в «Евангелии от Соловьева». Владимир Путин ни в одном произведении не выглядит ни абсолютно демонизированным, ни «сугубо положительным». И все по той же причине — он представляет не одного человека, а целый тип — символизирует конкретную прослойку общества во вполне конкретный отрезок времени в конкретных условиях в конкретной стране.
Образ Путина в литературе, к тому же, оказывается многослойным, потому что каждый автор пытается взглянуть на него со своей стороны: кто-то видит в нем политика, склонного прятаться за личинами, кто-то диктатора, кто-то — почти обычного человека, вдруг оказавшегося во главе страны, но не всегда способного к адекватным действиям, кто-то — доброго царя-батюшку, окруженного и обманываемого плохими боярами.
Кроме его типической привлекательности, появлению образа Путина в литературе, несомненно, способствовали и другие обстоятельства. Наиболее весомое из них — невозможность прямой оценки, высказывания своего субъективного мнения на страницах прессы. После непродолжительного периода «разгула независимых СМИ» и «свободы печати» переносить это тяжело, особенно журналистам (а они составляют не менее половины «путинианского» течения в литературе).
Причем, это касается не только персоны Владимира Путина. После «завинчивания гаек» и «выстраивания» газет и телевидения под вещание позитива политика мощным потоком хлынула в литературу. Можно без всякого преувеличения сказать, что жанр политического романа в России сейчас переживает второе рождение, активно развиваясь и по-новому осмысливаясь. Политическая линия все чаще встречается в современном детективе, в сатирической прозе в духе Салтыкова-Щедрина, в исторической повести, в любовном романе, в пьесах, в сценариях и т. д.
Известно, что каждая эпоха приводит к взлету того или иного литературного жанра. Так в одни эпохи расцветает поэзия, а в другие она кажется совершенно ненужной. Во второй половине XIX века на передний план вышел роман, а в середине ХХ века на поверхность неожиданно начал подниматься очерк. Начало XXI века ознаменовалось усилением политической составляющей в литературе, но, к счастью, в этом усилении пока еще не проявляются признаки возрождения лакировочной прозы (чего не скажешь о газетах и телевидении).