«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе»
Одной из христианских заповедей является изречение о любви к ближнему своему Интерпретацию этой заповеди привели в своем творчестве многие писатели, изображая прекрасные образы праведных людей, стремящихся сделать счастливыми окружающих людей, забывая о своих интересах Такие литературные герои поражают читателя своей высотой в нравственном отношении Именно к идеалам добра и гуманности ведет каждый автор своего главного героя сквозь различные перипетии жизненного пути Однако, есть такие герои, которые приходят в этот мир с уже сформированным
Образ Матрены воплощает в себе черты того высоконравственного типа людей, которых в наше время остается все меньше и меньше Эта женщина, сама того не понимая и не стремясь к тому, соответствует всем канонам христианской морали и заповедей Матрена живет не для себя, она живет для других и не видит в этом ничего особенного или выдающегося Согласно жизненной философии Матрены, все так и должно быть Поэтому у героини не возникает мысли отказать кому-то в помощи даже в те моменты, когда помощь требуется ей самой Она помогает всем, не замечая того, с какой откровенной наглостью люди пользуются ее добросердечием В этой бескорыстной помощи сосредоточены смысл и цель ее жизни, можно сказать, ее счастье
В рассказе «Матренин двор», соединившем в себе черты художественного очерка, повествования романного типа и даже элементы жития, главным является мотив неузнанного и непонятного праведника На это указывает даже первоначальное название произведения «Не стоит село без праведника», — которое впоследствии было изменено на всем известное «Матренин двор» Именно Матрена — нищая и физически немощная, оказалась тем самым праведником, без которого не может стоять село, а в целом и весь мир Благодаря своей духовной чистоте, бессознательному следованию законам гуманизма и христианской доброты, Матрена стала тем столпом, который удерживает окружающий мир от окончательного саморазрушения, вызванного алчностью и взаимным недоброжелательством В этой связи особенно символичной, на мой взгляд, кажется гибель героини в конце рассказа Мне кажется, что подобное завершение повествования можно осмыслить не только как изображение трагической личной судьбы, но и как грозное предвестие близящейся катастрофы для села, города, да и для всей России
Матрена и подобные ей люди — это последние «опоры», удерживающие мир от падения в бездну В этом плане можно провести параллель с библейским преданием о Содоме и Гоморре, городах, которые Бог обещал пощадить, если там найдется хотя бы десять праведников Но праведников там не оказалось, и города были разрушены По мнению Солженицына, именно такая судьба может в скором времени ожидать и наш мир
Об особой отмеченности Матрены Богом свидетельствует и картина ее смерти После гибели ее тело превращается в настоящее кровавое месиво, и только лицо сельской праведницы, «больше живое, чем мертвое», а также правая рука чудом уцелели Удивительна реакция одной из женщин, предположившей, что руку правую Господь оставил Матрене, чтобы «там Богу молиться» С Божьей помощью Матрена противостоит злому началу, которое всегда присутствует в жизни Даже гибнет она после того, как у нее украли котелок с водой и она, не имея возможности причащаться в соседнем храме, который находился слишком далеко от ее деревни, оказывается беззащитна перед силами зла На мой взгляд, этот эпизод показывает отношение Солженицына к царившей в обществе тех лет бездуховности и искоренению религии По мысли Солженицына, утратив веру в Бога, Россия не сможет выстоять и окажется бессильна перед злом Духовное начало людей всегда было связано с религией, с верой, и поэтому, считает писатель, если люди потеряют веру, то они потеряют и свою человечность, превратятся в живые машины И только такие удивительные люди, как Матрена, способны противостоять злу своей кротостью, смирением и способностью к самопожертвованию ради чужого счастья.