Нравственные проблемы в зарубежной литературе
Огородник может решать, что
Хорошо для моркови, но никто
Не может решать за другого,
Что есть благо.
Ж. Сартр.
Что такое нравственность? Энциклопедический словарь говорит, что это особая форма общественного
Сознания и вид общественных отношений; один из способов регуляции действий человека в обществе с помощью
Норм. То есть, нравственность в широком смысле, это все то, что регулирует поведение человека в обществе.
Разумеется, такая важная тема, как регуляция межчеловеческих отношений с помощью комплекса норм, не
Могла не быть темой для обсуждений во все времена. Так, Ницше писал: «Нравственности предшествует
Принуждение, позднее она становится обычаем, еще позднее — свободным повиновением, и, наконец, почти
Инстинктом». Тагор утверждал: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтоб
Остаться шайкой; они могут грабить весь мир, но не друг друга». В любом обществе должны присутствовать хотя бы
Зачатки нравственности и морали. И слова Хуана Мануэля «.жить, как хочешь, не всякий может; надо жить, как
Должно» — только подтверждают это.
Итак, вся жизнь человека в обществе
Незаметны, так как выполняются, согласуясь со здравым смыслом. Но что делать, если нормы общества давят на
Человека? Не дают ему самовыражаться, стремятся уничтожить личность. Как поступать в такой ситуации?
Смириться с обществом или сражаться с ним? Забыть о своих мечтах и жить тем, что есть, или рискнуть всем для
Осуществления своей заветной мечты?
Наиболее красивое раскрытие этой темы я нашел у двух авторов. Это Рей Брэдбери в его произведении «451
Градус по Фаренгейту», и Джордж Оруэлл и его произведение «1984».
Оба эти произведения, несмотря на свою разность, имеют много схожих черт. В обоих произведениях действие
Развивается в странах, сильно сковывающих человеческие свободы. При этом ограничение свобод у этих двух
Писателей происходит по-разному. У Оруэлла описано типично тоталитарное общество со всеми его атрибутами:
Строгие регламентированные нормы поведения, слабое экономическое развитие, фигура вождя в образе «старшего
Брата», тотальное наблюдение за каждым человеком. Но у Брэдбери описано совершенно другое общество. На
Первый взгляд в мире Брэдбери царит полное благополучие: нет голода, явного насилия, более того, отсутствует
Видимая власть, нет ни картин лидеров, ни трансляции пламенных речей, ни каких-либо других атрибутов
Тоталитарной власти. Но на фоне видимого благополучия могут развиваться гораздо более страшные вещи. У обоих
Писателей сравнивается образ мысли главного героя с образом мысли абсолютно лояльных обществу людей, и как
Не странно, у обоих авторов в роли такой противоположности к героям выступают их жены (правда, в случае с
Оруэллом — бывшая). Сходно у обоих авторов и то, что катализатором, взбунтовавшим обоих героев против режима,
Стала девушка. Обращает на себя внимание и социальный статус главных героев обоих романов, оба они имели
Некоторое положение в обществе и могли пользоваться определенным набором благ, то есть нельзя сказать, что им
Было совершенно нечего терять. Чрезвычайно схожи и способы воздействия властей на умы