Немецкая литература середины 18 века
С середины XVIII столетия немецкая литература вступает в новый этап своего развития. Медленный, но все же ощутимый экономический подъем, способствовавший становлению буржуазных отношений в стране, обострение общественных противоречий, вызванных Семилетней войной (1756-1763), открыли более широкие возможности перед просветительским движением, создали условия для новых форм выражения антифеодального протеста. Более чем когда-либо литература, проникнутая пафосом отрицания и надежды, становится политической трибуной.
В наибольшей степени эти
Общественные и эстетические позиции Лессинга существенно отличались от принципов таких его выдающихся
В «эпоху Лессинга» немецкая просветительская литература вступает в зрелый период. Почти в каждом из ведущих литературных и художественных направлений чувствуется духовное возрождение. Под влиянием учения Винкельмана складывается оригинальное классицистское направление в изобразительном искусстве (Менгс, Тишбейн и др.)- Однако ведущим отныне становится реалистическое направление, осуществляющее диалектическое соединение разума и чувства, интеллектуальное и эмоциональное начала. Своей вершины реализм в литературе достигает в творчестве Лессинга, а з(атем Гете и Шиллера, влияние ко-торых и на другие виды искусства было огромным. Особенно важное-значение имели попытки осуществления реформы и создания национальной сцены в Гамбургском и позже Веймарском театрах. Значительны были достижения в живописи (Д. Ходовецкий) и музыке (В. А. Моцарт).
Говоря о «признаках жизни» в Германии с середины XVIII в.», Ф. Энгельс обращал внимание на то, что помимо «военного искусства» общественное движение проявлялось «в литературе, в философии. и добросовестном, объективном научном исследовании». Если «в 1700 г.- еще варварство», то в «1750 г. — Лессинг и Кант, а вскоре затем — Гете, Шиллер, Виланд, Гердер; Глюк, Гендель, Моцарт».