Отображение борьбы за волю казачества в народных думах и песнях

Народ всегда нес в своих сердцах великое пламя свободы, которое ничем нельзя было погасить. Шли в бой украинцы за волю, шли, хотя и понимали, что не всех ожидало возвращение домой. Гремела слава о Запорожской Сечи, гремела слава казацкая, и собирались под казацкие флаги люди, те, кто хотел воли для родной Украины, те, кто мечтал о ее независимости. И сочинялись тогда песни и думы, и шли по путям кобзари, рассказывая о казацких подвигах, победах и поражениях, поднимая патриотичный дух. Это все наша история, которой должны гордиться потомки. Запорожская Сечь. Эти слова, кажется, были волшебными, так как в них вмещалась мечта украинского народа о воле. И поднимались флаги, и поднимались сабли – шли казаки в бой. А за ними шла свобода, путь которой покрыт был кровавыми реками:
– Гей, в лугу красная калина, гей, гей,
– Наклонилась; что-то наша знаменитая Украина, гей, гей,
– Огорчилась. А мы ж тую красную калину, гей, гей, да и
– Поднимем; А мы ж свою знаменитую Украину, гей, гей, и развеселим!
Бились запорожские казаки, поскольку уже не могли терпеть неволи, не было у них больше сил смотреть на слезы женщин, матерей, так как не хотели они быть рабами. Поэтому в песнях так часто звучит призыв к борьбе: “Бери саблю острую, длинную и иди воевать.”. Бои были страшные, кровавые; много казаков склонили свои головушки наземь, но и много было побед,

о которых еще и до сих пор поют песни, напоминая нам нашу историю. Побеждали “казаченьки” и турок, и ляхов, и других захватчиков, чтобы возвратить себе самое главное – волю, независимость: “Ой, как пошли казаченьки И из-под Солобковец. Залило вражеских ляхов, Как беленьких овец”. Казаки – надежда украинцев, недаром называют их и “соколиками”, и “орлами”, и “молодцами”. Вспомним песню о Байде “В Царьграде на рыночке”, в которой воспет пылкий патриот, мужественный защитник Родины. Народ наделяет его невероятной силой: вися на крюке, он стрелами убивает турецкого царя, царицу и их дочурку. Такая условность дала возможность показать, что захватчики наказаны. Украинцы верили своим защитникам-казакам, поэтому и сочинили так много о них дум, песен и легенд. Среди них думы и о Казаке Голытьбе, который “не боится ни огня, ни меча, ни третьего болота”, и о Самойле Кошке, “гетмане запорожском”, и о Богдане Хмельницком, который “был за родного брата и отца казакам”.
Сколько песен сложено о Богдане Хмельницкого, о его героических битвах с поляками за честь родной земли, за честь родного народа. В борьбе с польской шляхтой Хмельницкий опирался на народные массы. Был по народным представлениям украинский гетман непобедимым. Не только легенды и песни прославляют Богдана Хмельницкого. Есть много дум, где рассказывается о героических подвигах украинского гетмана. В думах: “Хмельницкий и Барабаш”, “Хмельницкий и Василий Молдавский”. “Победа Корсуньская” и других – Богдан Хмельницкий изображен в разных исторических и жизненных обстоятельствах. И везде он наделен лучшими чертами человека-патриота, государственного деятеля. Казаки очень уважают своего гетмана:
– “Эй, гетман Хмельницкий,
– Батя наш. Зинов Богдан чигиринский
– Дай, Бог, чтобы мы за твоей головой пили и гуляли,
– Веры своей христианской в поругание на вечные времена не давали!”
Были сложены думы и о боевых соратниках Хмельницкого, например, дума об Иване Богуне. В ней прославляется ратный подвиг этого полководца. В окруженной польскими войсками Виннице Богун применил хитрость: приказал прорубить на льду реки Буг проруби и замаскировать камышом. Не подозревая ловушки, вражеская армия двинулась на лед – много интервентов потонуло, много было взято в плен. В думе гиперболизирована сила Богуна:
– Силу он ляхов-турок стрелял:
– И сабельками рубил,
– На аркан забирал,
– В реку Буг их топил.
В истории нашей Родины много героических страниц. История Украины написана казацкой кровью. Признательный народ сохраняет память о подвигах предков в песнях, думах и легендах о казацкой славе, о героической борьбе за волю, за независимость. И, без сомнения, эти песни и думы никогда не будут забыты, так как они – напоминание нам о том, что происходило много столетий тому назад, это наша героическая история.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Методы научно-педагогических исследований. Характеристика теоретических методов.
Сейчас вы читаете: Отображение борьбы за волю казачества в народных думах и песнях