Мое любимое стихотворение
О Сергее Есенине я слышал еще в детстве, но знал о нем очень мало. Только то, что он поэт, и его стихи достаточно хорошие. А теперь, изучая его жизнь и творчество, я познакомился с ним поближе и узнал, что это великий русский поэт. К тому же простой «деревенский человек, мечтатель, мягкий парень».
И стихотворения чем-то похожи на него. Они такие же простые, искренние, легко понимаемые. Все те чувства, которые с таким умением вложил поэт в свои произведения, без всяких трудностей, даже молниеносно, воспринимаются читателями. От стихов Есенина
А сколько произведений положено на музыку. Его песни по нраву всем людям. Они такие лиричные, задушевные.
Посмотрим теперь глубже. Чем все-таки привлекает меня поэзия Есенина? Можно коротко сказать, что абсолютно всем. А для большей убедительности без конца и края можно говорить о хорошем в произведениях поэта, но всего не перескажешь. Так много хорошего в лирике Есенина. Его поэзию люблю за ее простоту, доступность, лиризм, мелодичность, народность. За те искренние чувства, которые вложил Есенин в свои
Мне нравится его » родной край с его обширными полями, ярким ласковым солнцем, душистым сеном, росой на рассвете, пением птиц». Есенин очень много стихотворений написал о природе, об осени, о березах, которые стоят, словно «большие свечи», о белоснежных черемухах, о нагнувшихся вербах, о колючих мрачных елях. Особенно замечательны стихи об осени. Мое любимое стихотворение:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально улетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Эта любовь к родной земле, к родному краю особенно дорога мне в поэзии Есенина. Она красной нитью протянулась через всю жизнь и творчество поэта. Она продолжается и в нас. Куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет в родные, милые с детства места.
Удивительно, что первое слово стихотворения — глагол совершенного вида, обозначающий законченное, завершенное действие.
В первой строфе дан не конкретный, тщательно выписанный, а как бы обобщенный пейзаж русской осени: облетевшая роща, журавли. Это лишь набросок, эскиз, детали которого нет надобности прорисовывать, так как главное не в них, а в настрое души лирического героя, о чем свидетельствуют эпитеты: «роща золотая», «березовым, веселым языком». «Печально пролетая» — так может сказать только человек.
Вторая строфа — пример афористически емкого словесного выражения жизненного пути человека:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Постоянные образы Есенина: странник, покинутый дом, голубой пруд и даже конопляник, как деталь среднерусского пейзажа, — на этот раз спутники не только лирического героя, но и каждого человека. Обращает на себя внимание необычный эпитет «широкий месяц».
В третьей строфе внутри этого обобщенного пейзажа, где-то вдалеке, на горизонте, появляется одинокая фигура лирического героя — «вечно странствующего странника»:
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
«Золотая» юность героя, подобно роще, «отговорила веселым языком».
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
Четвертая строфа — кульминация в развитии лирического сюжета. Чувство беспредельной («один среди равнины голой») тоски и одиночества решается образом необычайной поэтической силы:
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
«Но никого не может он согреть.» Но вдруг в пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания («не обгорят», «не пропадет») на этот раз звучат уже в качестве утверждения:
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Откуда же у поэта уверенность в том, что все не напрасно? «Роща золотая» — это сам поэт и его поэзия. (Потому и «не обгорят рябиновые кисти» и «не пропадет трава».) Для Есенина поэзия — это прекрасный сад (роща), где слова — листья, образы — яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком.
В последней строфе внутреннее, лирическое движение сюжета стихотворения завершается: героем уже владеет не чувство тоски и одиночества (3 и 4 строфы), а просветленная грусть. Есенин о своем «возрасте осени» скажет: «Прозрачно я смотрю вокруг». Для него человек, поэзия и природа — одно целое. И поэт отождествляет себя с природой:
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.
С жизнью поэт прощается «негромко, вполголоса по-пушкински светло.
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.
Какое множество разных чувств помещено в душе Сергея Есенина. К счастью, нет на земле такого человека, который бы не любил его. Какую замечательную песню поет о нем известная советская певица Галина Ненашева.
Колышет березоньки ветер весенний,
Веселой капели доносится звон,
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.