Литература массового спроса начала XX века

Первая мировая война 1914 — 1918 гг. и революции начала XX в., прежде всего революция 1917 г. в России, с которой связано формирование социальной системы, альтернативной капитализму, привели к грандиозным изменениям в жизни человечества, к формированию нового менталитета, отразившего возникшее противостояние социальных систем. Невиданные успехи цивилизации оказывают мощное влияние на литературный процесс и условия его развития.
В XX в. окончательно складываются две параллельные парадигмы художественного творчества, которые условно можно

определить как литература «культурного запроса» («концептуально-авторская») и литература «массового спроса» (литературное производство).
Литература «массового спроса». Эта литература, составляющая в XX в. основной объем литературной продукции, развивается вне моделей, подобных модернизму и реализму, в функции модели в ней выступает избранный автором жанр: детектив, шпионский роман, фэнтези, приключения, триллер, хоррор (литература ужасов), женский роман, сериал ситком (комедия положений) и др.
При этом жанровые границы становятся жесткими, жанровые модификации дробными: не роман, а «женский роман»,
«полицейский роман» и т. д. Литература «массового спроса» имеет особые формы функционирования, описываемые такими понятиями, как бестселлер (наиболее продаваемая литература), дайджест («выжимка», краткое изложение произведения, в том числе и классики), комикс (перевод текста в серию картинок), по кет-бук (карманное издание, которое удобно читать в транспорте) и др. Здесь эстетический принцип вытесняется коммерческим. Характерная черта литературы «массового спроса» — связь со средствами массовой информации и компьютеризацией общества.
Детективный жанр. Истоки детективного жанра, в первую очередь детективные новеллы американского романтика Эдгара Аллана По (1809- 1849) начиная с «Убийства на улице Морг» (1841), и его классические образцы — произведения английских писателей Артура Конан Дойла, Герберта Кита Честертона, Агаты Кристи (1891 — 1976), бельгийца Жоржа Сименона (1903- 1989), крупнейшего представителя разновидности детектива — «полицейского романа», и др. — дали модели для бесчисленного количества детективов, наводнивших прилавки книжных магазинов. В лучших образцах детектива можно обнаружить сочетание черт литературы «массового спроса» и «культурного запроса». Но в целом жанр невозможен без жестких схем, своего рода правил игры.
В детективе существуют и ожидаются читателем схема ситуаций (обычно загадочное убийство или другая тайна), схема сюжетов (например, расследование убийства, совершенного в закрытой комнате), схема системы образов (в центре — детектив, частный сыщик или полицейский, или просто наблюдательный и проницательный человек, ведущий расследование, и, как правило, его помощник, описывающий оригинальный метод детектива), схематичность в применении художественных средств, ретроспективная композиция, достаточно простой язык.
В детективном жанре глубоко разработаны способы «поддержания читательского интереса, психологизм направлен не столько на раскрытие внутреннего мира персонажей, обычно весьма схематичных, сколько на овладение внутренним миром читателя.
Шпионский роман. Вершиной этого популярного жанра стали 12 романов английского писателя Яна Флеминга (1908-1964) о Джеймсе Бонде, агенте 007 английской секретной службы, где два нуля в номере означают право на убийство в ходе проведения операции («Живи и дай умерет

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Литература массового спроса начала XX века