Стихотворение В. Маяковского “Послушайте!” (Восприятие, истолкование, оценка)


Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: “Послушайте!” Таким восклицанием каждый из
Нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто
Произносит, а, я бы сказал, “выдыхает” это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую
Его проблему. Это не жалоба на “равнодушную природу”, это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с
Воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя
Мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья.
Весь строй речи в стихотворении “Послушайте!” именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика,
Когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только
Объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет это плевочки жемчужиной?
А дальше.Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у
В. Маяковского, в нашем привычном, общеупотребительном


лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные
Вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды “плевочки”, а для другого-“жемчужины”.
Лирический герой стихотворения “Послушайте!” и есть тот “кто-то”, для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле.
Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.
И, надрываясь
В метелях полуденной пыли,
Врывается к богу,
Боится, что опоздал,
Плачет,
Целует ему жилистую руку,
Просит-
Чтоб обязательно была звезда! –
Клянется –
Не перенесет эту беззвездную муку!
А после
Ходит тревожный,
Но спокойный наружно.
Отчаяние так велико, что ему просто не перенести “эту беззвездную муку”.
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у Маяковского имеет деталь. Портретная характеристика
Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали, у него “жилистая рука”. Эпитет “жилистая” настолько живой,
Эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. “Длань” (образ,
Привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто
“рукой”. Значит Господь Бог, будто пахарь или хлебопек, – простонародный.
Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и переживает все, что происходит с окружающим нас миром,
Вселенной, людьми. Вот он. Говорит кому-то:
“Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!”
И ели первые два предложения вопросительные, то третье вопросительное, и восклицательное одновременно. Накал страстей,
Эмоций, переживаемых нашим героем, так силен, что иначе их не выразить как только этим емким многозначным
Словом-“Да?!”, обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие,
И любовь.Я не один, еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот мир, небо, Вселенную всей душой,
Всем сердцем.
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не
Волновался.Последняя строфа стихотворения (всего их три) начинается так же, как и первая, с того же слова:
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля автора. “Послушайте!”-взволнованный и напряженный
Монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые Маяковским в этом стихотворении, на мой взгляд, очень
Выразительны. Фантастика (“врывается к богу”) естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием
Лирического героя. Ряд глаголов: “врывается”, “плачет”, “просит”, “клянется” – передает не только динамику событий, но и
Их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само
Лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим
Героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно
Сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью, и разделить их невозможно. Высказанные мысли и
Выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства геро!
Я, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги (“ходит тревожный”), смятения, затаенную даль.
Стихотворение “Послушайте!” – развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл – “не хлебом единым жив
Человек”. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды –
“жемчужины”, а не звезды – “плевочки”.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать
Владимира Маяковского только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из
Лириков, и стихотворение “Послушайте!” – истинный шедевр русской и мировой поэзии.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Сочинение морозные узоры на моем окне.
Сейчас вы читаете: Стихотворение В. Маяковского “Послушайте!” (Восприятие, истолкование, оценка)