Стихотворение В. Маяковского «Послушайте!» (Восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из
Нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто
Произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую
Его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с
Воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным,

обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя
Мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика,
Когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только
Объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет
это плевочки жемчужиной?
А дальше.Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у
В. Маяковского, в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные
Вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого-«жемчужины».
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле.
Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.
И, надрываясь
В метелях полуденной пыли,
Врывается к богу,
Боится, что опоздал,
Плачет,
Целует ему жилистую руку,
Просит-
Чтоб обязательно была звезда! —
Клянется —
Не перенесет эту беззвездную муку!
А после
Ходит тревожный,
Но спокойный наружно.
Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у Маяковского имеет деталь. Портретная характеристика
Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали, у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько живой,
Эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ,
Привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто
«рукой». Значит Господь Бог, будто пахарь или хлебопек, — простонародный.
Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и переживает все, что происходит с окружающим нас миром,
Вселенной, людьми. Вот он. Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
И ели первые два предложения вопросительные, то третье вопросительное, и восклицательное одновременно. Накал страстей,
Эмоций, переживаемых нашим героем, так силен, что иначе их не выразить как только этим емким многозначным
Словом-«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие,
И любовь.Я не один, еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот мир, небо, Вселенную всей душой,
Всем сердцем.
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не
Волновался.Последняя строфа стихотворения (всего их три) начинается так же, как и первая, с того же слова:
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля автора. «Послушайте!»-взволнованный и напряженный
Монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые Маяковским в этом стихотворении, на мой взгляд, очень
Выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием
Лирического героя. Ряд глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется» — передает не только динамику событий, но и
Их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само
Лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим
Героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно
Сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью, и разделить их невозможно. Высказанные мысли и
Выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства геро!
Я, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»), смятения, затаенную даль.
Стихотворение «Послушайте!» — развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл — «не хлебом единым жив
Человек». Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды —
«жемчужины», а не звезды — «плевочки».
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать
Владимира Маяковского только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из
Лириков, и стихотворение «Послушайте!» — истинный шедевр русской и мировой поэзии.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Стихотворение В. Маяковского «Послушайте!» (Восприятие, истолкование, оценка)