Английская романтическая литература
Романтическая литература обязана «готическому» роману усложнением сюжетной схемы, введением тайны как обязательного организующего и интригующего момента, рядом эффектных приемов, возбуждающих интерес и волнение читателя. Но не это самое главное. Главное, видимо, заключалось в том ярком, гиперболизованном изображении буржуазного эгоизма, неудержимости личных вожделений, ведущих к гибели, которое проявилось в «готическом» романе в образах главных героев. Именно эта линия и получила свое развитие не только в романтической, но и
Выдающимся романистом революционно-демократического направления был Уильям Годвин (1756-1836), противник монархии и религии,, предшественник утопического социализма.
Так, Годвин с уверенностью говорит о таких чертах будущего общества как распределение по потребностям и уничтожение частной собственности. Но Годвин не имел представления о практических путях построения такого общества. Вслед за французскими просветителями он полагает, что человечество, познав истину, немедленно уничтожит частную собственность и создаст справедливый общественный строй. Этот строй мыслится им как существование
Государство представляется Годвину источником зла, и, отрицая любое государство, Годвин оказывается предшественником анархизма. Стремясь изолировать человека, от общества, чтобы не возникло никаких потребностей в государстве, Годвин иногда доходит до абсурда. В конечном счете Годвин «решительно антисоциален», как говорит Энгельс. Но его отвращение к деспотизму и частной собственности сыграло свою положительную роль в формировании взглядов английских революционных романтиков, в особенности Шелли, который; был поклонником Годвина.
Годвин — автор нескольких романов. Лучшим является его первый роман «Вещи, как они есть, или Приключения Калеба Вильямса» (1794), получивший высокую оценку Чернышевского. Герой этого романа, бедный юноша, сын фермера, начитанный и благородный, становится слугой аристократа Фоклецда, вначале благоволившего к нему и представлявшегося ему идеалом человека. Но в дальнейшем Калеб Вильяме подвергается жестоким. преследованиям Фокленда, так как проник, благодаря аналитическому складу своего ума, в тайну совершенного им преступления.
В романе нарисован отвратительный образ помещика Тиррела, грубого, алчного и жестокого, который довел до гибели свою бедную родственницу, мисс Мэлвил. Но Годвин не ограничивается столь простым и резким осуждением дворянства. Он показывает растлевающее влияние богатства и власти, а также феодальных представлений о чести на способного и незлого по натуре помещика Фокленда, не уступающего по своей общепризнанной «добродетели» какому-нибудь Грандисону. Убив в порыве гнева и негодования гнусного Тиррела (которого он по дворянскому кодексу мог убить только на дуэли), Фокленд всеми силами пытается скрыть этот факт. Пользуясь своей неограниченной властью, он бросает в тюрьму и обвиняет в убийстве Тиррела двух бедняков-фермеров, отца и сына. Ни в чем неповинные люди гибнут на виселице. «Фокленд падает все ниже и ниже, преследуя и Калеба Вильямса, проникшего в его тайну.
В этом романе У. Годвина, как и последующих («Сент-Леон», 1799; «Флитвуд», 1805; «Мандевиль», 1817), умело использованы завоевания «готического» романа-обязательный мотив тайны и преступления, картина постепенного падения человека, гордящегося своей добродетелью, под влиянием жестокого случая и собственного эгоизма. Но Годвин насыщает свои книги (особенно первую) социально-критическим содержанием. Так происходит неожиданное, но удачное слияние революционного просветительства конца XVIII в. с «готическим» романом.
Английская литература периода Французской революции (к которой фактически примыкает и творчество Р. Бернса) завершает развитие литературного процесса в Англии XVIII в.