Анализ стихотворения «Памятник»
За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятника По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Гораиня1″Памятник». У Пушкина, как’у Державина, в стихотворении пять строф, написанных по одинаковому плайу. Но мысли Пушкина и Державина о своем творчестве, оценка его основного смысла и значения глубоко различны.
Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность
Далее Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России. Это полностью осуществилось в России, когда произведения великого русского поэта, переведенные на многочисленные языки свободных братских народов, проникли во все уголки нашей великой многонациональной страны и сделали имя Пушкина родным и близким всем народностям,
В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества. Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил,
— во-первых, высокой человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»;
— во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу», а в варианте этой строки он называл себя последователем революционера Радищева: «вслед Радищеву восславил я свободу»);
— в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал»),
В последней строфе, обращаясь к своей музе, Пушкин призывает ее, «обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию. Стихотворение, в соответствии с темой, написано в жанре тре-коримской оды. В связи с этим и подбор слов, и интонация отличаются торжественностью, возвышенностью. Этому содействуют введенные поэтом славянизмы: воздвиг, главою, сущий в ней язык (т. е. народ), велению и другие. По интонации «Памятник» представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие.