Анализ стихотворения Есенина С. А. “Запели тесаные дроги”

В стихотворении “Запели тесаные дроги” проявился ти­пичный для С. А. Есенина прием: развитие патриотической темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее богатейшей природой. В основе данного произведения лежит традиционный для русской классической по­эзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой истори­ческого пути России. Отсюда столь динамичное начало, во­площающее семантику движения:
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Дроги – простая повозка без кузова для езды в поле.
В произведении сильны также характерные для раннего творчества поэта религиозные мотивы. Часовни и колокольни – неотъемлемая часть типичного русского пейзажа, а вот опреде­ление “молитвословный” ковыль, несомненно, выступает сред­ством создания возвышенного поэтического стиля. С. А. Есенин подчеркивает, что христианство для русского народа даже не столько философские убеждения, сколько традиционный уклад жизни, воспринимающийся как естественный, привычный, а по­тому “И на известку колоколен Невольно крестится рука”.
В стихотворении необычайно много слов с семантикой на­строения: “теплая грусть”, “люблю до радости и боли”, “озер­ная тоска”, “холодная скорбь”. Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмо­циональную насыщенность его переживаний.
Оксюморонно окрашенные душевные порывы (“теплая грусть”, “люблю до радости и боли”) эффектно оттеняют сопря­жения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возно­сится на небо, а тело уходит в землю. Примечателен также пей­заж в третьей строфе, построенный на цветовом контрасте: “ма­линовое поле И синь, упавшая в реку”. Синь – одновременно и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке. А эпитет “малиновое” к слову “поле” не столько отражает пышное и цве­тастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к родине, на древний манер названной Русью, а не Россией, придать стихотворному повествованию большую значимость и торжественность. Малиновый цвет прив­носит праздничный оттенок. Известно, что он широко использо­вался в нарядном народном костюме. Синий и малиновый – яр­кое, благородное цветовое сочетание, как нельзя более удачно соответствующее образу величавой отчизны.
Цветастость, живописность – характерная особенно есе­нинского творчества. Технику его словесного рисования, цветописи исследователи часто сравнивают с лубочной бытовой народной живописью. Лубочные картинки отличались красоч­ностью, гармонично подобранными цветовыми сочетаниями, орнаментальностью и особым воздушным характером. Испол­нялись они обычно жидкой темперой, которая подобна акваре­ли. Примечательно, что возникновение и распространение ри­сованного лубка связано с деятельностью старообрядчества, а С. А. Есенин был выходцем из старообрядческой семьи.
В четвертой строфе стихотворения “Запели тесаные дроги” иносказательно выражена тревога о дальнейшей судьбе России:
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
В 1916 году, когда было создано это стихотворение, в стра­не уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неве­дением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны.
Но не любить тебя, не верить – Я научиться не могу,- восклицает он.
Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, ши­роты горизонтов бескрайних родных степей и полей. Словно последний аккорд, представлен в стихотворении финальный звуковой образ: “звенят родные степи Молитвословным ковы­лем”. “Звон” – характерный звуковой образ для есенинской поэтики. В его лирике звенеть может буквально все: ветер, ивы, березы, тополя. Причем во многих стихотворениях с те­мой звона связаны изобразительно-выразительные средства языка религиозной тематики. Не есть ли в этих образах свое­образная отсылка к церковному колокольному звону, пригла­шающему на службу всех христиан и воплощающему в ко­нечном итоге идею соборности, духовного единения?




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Учитель школы особенности деятельности учителя.
Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Есенина С. А. “Запели тесаные дроги”