«Желание славы» анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Желание славы» написано в 1825 г. в северной ссылке и посвящено Е. К. Воронцовой, в которую Пушкин был влюблен в период южной ссылки. В тексте упоминаются «слезы, муки, измены, клевета», павшие на главу лирического героя. Предполагается, что это намек на вероломный поступок друга Пушкина А. Н. Раевского, рассказавшего графу Воронцову об увлечении Пушкина его женой.
По мысли Пушкина, поступок друга стал причиной высылки из Одессы в Михайловское.
Напечатано в 1825 г. в «Соревнователе просвещения
Литературное направление, жанр
Стихотворение «Желание славы» относится к жанру интимной лирики. Лирический герой, подобно любому романтическому герою, одинок, устал «от долгих бурь», оклеветан и находит отраду только в любви. Пережив череду несчастий, он не остался прежним, а изменился, у него появилась новая жизненная цель, тоже романтическая — поразить возлюбленную славой.
Пушкин ассоциирует себя с лирическим героем. Стихотворение близко к романтическому направлению.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение условно можно разделить на две части. В первой
После несчастий, обрушившихся на лирического героя, все затмилось перед ним, как перед путником, который увидел молнию.
Во второй части лирический герой рассказывает о новой цели своей жизни — желании славы, которая должна потрясти возлюбленную и напомнить ей о минуте расставания.
Синтаксически стихотворение симметрично. Первое и последнее предложения — сложные предложения с разными видами связи, состоящие из 8 строчек каждое. Первое предложение о том, что упоенный любовью не желает славы.
Последнее — о том, что в разлуке герой мечтает о славе, чтобы имя его достигло милых ушей.
Среднюю часть составляют короткие эмоциональные предложения: риторические вопросы, предложения с многоточиями и восклицательные предложения.
Тема стихотворения — любовь и слава. Основная мысль: поглощенный любовью не мечтает о славе, но в разлуке с любимой желает славы единственно для того, чтобы любимая вечно слышала и вечно помнила о нем.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка парная, рифмы точные.
Тропы и образы
Стихотворение написано высоким стилем. Пушкин использует старославянизмы и создает близкие к библейским образы, перенося их на собственную жизненную ситуацию: не внимал упрекам и похвалам, руку на главу наложив, нет грядущего, внимать гласу верному, моленья в минуты разлученья.
Для лирического героя любовь, описанная в стихотворении, — самое главное событие. Он сосредоточен на собственных переживаниях. Свою жизненную позицию он передает с помощью метафор и метафорических эпитетов: удален от ветреного света, суетное прозвание поэта, устав от долгих бурь, не внимал жужжанью упреков и похвал, стесненное молчание, полон наслажденьем, все обрушилось на главу.
Состояние лирического героя после жизненных потрясений Пушкин сравнивает с состоянием путника, застигнутого молнией в пустыне.
Чувства и смятение возлюбленной Пушкин передает с помощью ряда вопросов, которые она задает в минуту любовного свидания: счастлив ли он, не полюбит ли другую, не забудет ли ее. На все эти вопросы лирический герой не отвечает, потому что для него они риторические.
Когда влюбленных разлучают обстоятельства, лирический герой и рад бы не молчать, но любимая его далеко. Герой хочет, чтобы ее слух был поражен его именем, окружить ее собою . Величие желаемой славы Пушкин описывает с помощью гиперболы: «Все вокруг звучало обо мне».
Таким образом, тишина первой части, в которой лирический герой упоен негой и любовью и молчит, слушая шепот милой, сменяется громкими звуками славы, которая окружает любимую после разлуки. А возлюбленная, в свою очередь, молчит, разлученная, и вспоминает о любви. По мысли Пушкина, данное стихотворение и должно было стать одним из тех посланий, которые дойдут до возлюбленной и поразят ее слух.