Успенский Г. И. биография
УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович [13 . 10.1843, Тула, — 24.3 . 1902, Петербург], русский писатель. Родился в семье чиновника. Учился в Петербургском и Московском ун-тах, которые не окончил из-за недостатка средств. Начал печататься в 1862 и вскоре стал видным представителем демократической литературы 60-х гг.
В 1864-65 сотрудничал в журнале «Русское слово», в 1865-66 — в некрасовском «Современнике». Главные темы Успенского в это время — жизнь и быт мелких чиновников и городской бедноты. В очерках «Нравы Растеряевой улицы» разносторонне запечатлены
В 1868 Успенский становится одним из основных сотрудников «Отечественных записок», литературным соратником Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. В цикле повестей «Разоренье» с глубоким проникновением в психологию представлены образы рабочих, идейные искания интеллигентов-разночинцев. В 70-е гг. Успенский совершил поездки за границу, сблизился с деятелями революционного народничества . Впечатления от русской и зарубежной социальной действительности, общение с кругами революционно настроенной интеллигенции,
С конца 70-х гг. центральной темой творчества Успенского становится пореформенная деревня: циклы очерков и рассказов «Из деревенского дневника» , «Крестьянин и крестьянский труд» , «Власть земли» , «Кой про что» и др., в которых он пишет о разорении крестьян-тружеников, росте кулачества, разложении крестьянской общины. Во многом сочувствуя революционерам-народникам, Успенский вместе с тем своими правдивыми произведениями о деревне, по определению Г. В. Плеханова, «…подписал смертный приговор народничеству и всем «программам» и планам практической деятельности, хоть отчасти с ним связанным» . В 80-е гг. Успенский создает циклы очерков и рассказов о духовных исканиях русской интеллигенции в период реакции: «Без определенных занятий» , «Волей-неволей» и др.
Взгляды писателя на нравственное предназначение искусства яашли яркое отражение в очерке «Выпрямила» . Произведения о народной жизни в последний период творчества — «Живые цифры» , «Поездки к переселенцам» и др. Реалистический художественный метод Успенского характеризуется сочетанием кропотливого исследования, страстной публицистичности с яркой образностью, богатством речевых характеристик, мастерством диалога, тонким юмором. Тяжелая душевная болезнь в начале 90-х гг. оборвала литературную деятельность Успенского.
На его смерть откликнулась редакционной статьей ленинская «Искра» . Л. И. Ленин ценил в творчестве Успенского «…превосходное знание крестьянства», «…громадный артистический талант, проникающий до самой сути явлений…» . Творчество Успенского высоко ценили И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, М. Горький. Оно оказало влияние на формирование некоторых советских писателей.
Успенский Глеб Иванович , прозаик. Родился 13 октября в Туле в семье чиновника. Детские годы прошли в спокойной, добросердечной атмосфере, среди любящих родных людей.
Уже в раннем возрасте читал сказки и стихи Пушкина, Лермонтова, читал Карамзина. В 1853 начинает учиться в Тульской гимназии, но, в связи с переводом отца в Черниговскую палату, заканчивает гимназический курс в Черниговской гимназии в 1861. Первые литературные опыты относятся к годам учебы в гимназии. Поступает в Петербургский университет на юридический факультет, но после студенческих волнений и в связи с материальными затруднениями отчислен в том же году. В 1862 поступил в Московский университет, однако проучился только год, так как не смог внести плату за обучение, и вынужден был уйти.
Работал корректором в типографии. В 1864 после смерти отца пришлось заботиться о четырех сестрах и трех братьях. В 1862 печатаются первые рассказы Успенского «Идиллия» и «Михалыч». Писатель находит поддержку в журналах «Русское слово» и «Современник».
Решающее значение для литературной судьбы Успенского имело его знакомство с Некрасовым, оценившим его талант, его знание жизни и наблюдательность. Он опубликовал в «Современнике» первое крупное произведение Успенского «Нравы Растеряевой улицы» . Позднее, когда взамен закрытого правительством «Современника» Некрасов взял в свои руки издание журнала «Отечественные записки», Успенский вновь стал его постоянным сотрудником. Здесь были напечатаны очерки и рассказы «Первая квартира», «Нужда песенки поет», «По черной лестнице» и др. В 1869 — 71 было написано второе крупное произведение — «Разорение». Успенский был близок к деятелям народнического движения — Н. Михайловскому, П. Лаврову, В. Фигнер и др.
Большую роль в развитии связей писателя с революционерами-народниками сыграли его поездки за границу в 1872 и 1875 — 76. Около года жил в Париже, где еще все напоминало о Коммуне 1871 и расправе над революционерами. Увиденные им места казни потрясли писателя.
В Париже Успенский встретился с И. Тургеневым, их дружеские отношения затем не прекращались. Зарубежные впечатления нашли отражение в ряде очерков и рассказов . В 1870-е годы Успенский, изучая жизнь пореформенной деревни, подолгу живет в деревнях. Результатом этих поездок явился цикл очерков «Из деревенского дневника» . По мнению автора, крестьянство «до тех пор сохранит свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли…». В 1884 правительство закрыло «Отечественные записки». Для Успенского начинается пора скитаний: Кавказ, Сибирь, Поволжье, Украина, новгородские леса и самарские степи.
Но в этих новых впечатлениях он не видит ничего отрадного, все кажется ему беспросветным. Наступает болезнь. Литературная деятельность перестает приносить ему радость, хотя в 1885 выходит знаменитый рассказ «Выпрямила», а в 1888 — не менее знаменитые «Живые цифры». С 1892 писатель находился в Петербургской психиатрической лечебнице.
Там он и скончался 24 марта 1902.