Народный календарь на 23 сентября
Приметы и народные праздники на 23 сентября
Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры.
Прп. Павла Послушливого, Печерского. Прп. кн.
Андрея , Спасокубенского. Aпп. от 70-и Апеллия,
Лукия и Климента. Мч. Варипсава. Блгв. царицы Греческой Пульхерии.
Свтт. Петра и Павла, епп. Никейских.
23 сентября — Петр и Павел — рябинники
Из всех святых, поминаемых в этот день Церковью, народный календарь остановил свое внимание на двух святителях — епископах Петре и Павле, живших и пострадавших в византийском грроде Никея в IX веке. Соименные
На Руси два Петра-Павла — большой да малый, летний да осенний.
Если с Петрова дня разрешалось есть землянику, клубнику и другую лесную ягоду, то к осеннему Петру-Павлу приурочивали сбор рябины.
Осенние Петры-Павлы — рябинники. Рябина именинница.
В эту пору, когда обычно прошли первые утренние заморозки, рябина становится сладкой. «Срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту — дроздам-рябинникам,
Если рябины в лесу много — осень дождливая, если же мало — сухая.
Как рябины много уродилось, то сыра осень будет, а как нет горазно, то суха осень живет .
Большой урожай рябины — к морозной и долгой зиме.
«Много ягод на рябине предвещает строгую зиму, посему и заготавливают тогда рябиновый квас, слабительный и прохладительный, предсказывая на зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгою зимою » .
Рябина широко использовалась в народной магии и в народной медицине. К примеру, считалось, что леший боится рябиновой палочки, которую не может перешагнуть; в некоторых селениях Русского Севера для защиты от лешего высаживали около дома деревце рябины. В Новгородской губернии, «вернувшись с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья, чтобы покойник не возвратился домой. В Воронежской губернии сваха сыпала жениху за голенище рябиновые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе » .
Со старинных времен сохранялась вера в то, что разболевшемуся, занедужившему человеку необходимо трижды пролезть сквозь рябиновый куст или расщепленное надвое дерево рябины, и болезнь перейдет на них, а человеку возвратится здоровье. Рябину считали хорошим средством избавления от зубной боли. Калужане советовали: если заболели зубы, надо «подойти к рябине и погрызть ее несколько раз, приговаривая: Рябина, рябина, вылечи мои зубы, а не вылечишь — всю тебя изгрызу » . При этом верили, что зубы обязательно заболят у того, кто причинит рябине вред . В Лукояновском уезде Нижегородской губернии еще в первой половине XIX века представления о том, что рябина снимает зубную боль и может наслать ее, выразились в таком способе лечения: «Знахарь берет рябиновый сучок, надкалывает его начетверо, шепчет над ним и дает больному несколько минут подержать на больных зубах, причем строго приказывает несколько годов сряду не есть рябины » . Нередко тот, кто мучился зубной болью, сам приходил к рябине на утренней заре, обнимал дерево или вставал перед ним на колени и произносил: «Рябина, рябина, возьми мою болезнь, отныне и до веку тебя не буду есть «, после чего возвращался домой, не оглядываясь.
Нарушался такой зарок очень редко.
В народных песнях, частушках рябина обычно выступает символом тоскующей женщины, безрадостной жизни, измены милого. Во многом это объясняется
Традиционным для народной поэтики восприятием контрастного сочетания белого и красного цвета и горечи ягод.
— Пойду в сад, пообломаю
Красную рябинушку.
Завлеку — гулять не буду,
Пусть походит зимушку.
— Не от солнышка рябина
Кисти принавесила.
Не от радости девчонка
Голову спровесила.
— Я рябинушку ломала,
Только ветку сорвала.
Много с милым не гуляла,
Только славу нажила.
— Я пойду да помолюся
У рябинушки густой:
Ты спаси меня, рябинушка,
От славушки пустой.
— Ты рябинушка,
Раскудрявая!
Ты когда взошла,
Когда выросла?
— Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
— Под тобою ли,
Под рябиною,
Там не цвет цветет,
Не огонь горит,-
Там горит сердцо
Молодецкое,
Молодецкое,
Атаманское
Об одной душе,
Душе-девице…