«Снежные горы» анализ стихотворения Тютчева
Лирика Федора Ивановича Тютчева хорошо известна широкому читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи этого русского поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Как не вспомнить «Весеннюю грозу» или «Зима недаром злится…».
Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики. Правильней будет называть ее пейзажно-философской.
Но Философия поэта на самом деле довольно сложна и понятна не каждому. Тютчев воспринимал природу как особый мир, неподвластный человеку. Наоборот,
Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира — к тем вопросам, которые в свое время получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные Образы Матери-земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Сна, Смерти, Судьбы нашли свое воплощение в стихах Тютчева.
Пожалуй, сложнее всего создавать произведения о зиме. Казалось бы, однообразный пейзаж: все вокруг бело, глазу не за что зацепиться. Однако есть у Федора Ивановича стихотворение «Снежные горы» , в котором поэту, как всегда, удается создать неповторимый образ.
Это стихотворение, об
Так как на много лет поэт был оторван от русской природы и литературной жизни, он испытывал тоску, и когда Семен Егорович Раич, бывший его учитель, выпускавший в 1829 ?1830 годах журнал «Галатея», предложил Федору Ивановичу написать несколько стихотворений, тот с радостью согласился. Тютчев сразу же в 1830 году прислал несколько своих произведений, в том числе и «Снежные горы».
Журнал Раича не был широко известен в России, поэтому и стихи Тютчева не принесли популярности автору. И только спустя долгих шесть лет все его произведения были опубликованы в журнале А. С. Пушкина «Современник» под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и получили признание широкой общественности.
В первоначальном варианте все слова: «горы», «озеро», «камней», «выси», «землей», «неба» — были написаны с заглавной буквы. Поэт как будто мифологизировал картину: явления природы оживали у него в первозданной своей сущности. В «Галатее» стихотворение «Снежные горы» было написано вместе с другим похожим произведением «Утром в горах» под одним общим названием «В горах».
Стихотворения на самом деле объединены общим горным пейзажем, только в первом изображено, в соответствии с названием, утреннее время, а во втором — полдень.
Взор автора как будто скользит от горных высот вниз, в «дольний мир», и снова вверх, к вершинам гор, к самому небу. Этот контраст темной земли и «лазури неба огневой» усиливается образами второй строфы, где природа оживлена: струи озера синеют, камни блестят на зное и «в родную глубь спешат ручьи».
В первоначальном варианте была еще одна строфа, изображавшая пасущееся стадо, но в пушкинском издании она исчезла, очевидно, чтобы подчеркнуть самодостаточность природы и отстраненность ее от человека. Действительно, когда в первой строфе возвышается величественный исполин — гора, все остальное теряет смысл, ведь она вечна, поэтому ей поклоняются как божеству:
Играют выси ледяные С лазурью неба огневой.
А в это время «наш дольний мир» лишен сил, потому что «полдневная пора палит отвесными лучами». Такое состояние воспринимается поэтом очень необычно, ведь в последней строфе он называет землю издыхающей. Интересно отметить, что в более поздних изданиях такие необычные образы, столь изысканные метафоры «перебирается прохлада», «над издыхающей землей» не были приняты, например, в последней строфе был использован более нейтральный оборот — «над усыпленною землей».
И только в 1900 году произошел возврат к самому первому варианту из «Галатеи».
Таким образом, стихотворение Федора Тютчева помогает с новой силой ощутить, насколько недостижимым может быть идеал вечной молодости, воплощенный в лирике поэта, благодаря олицетворению равнодушной силы природы, неподвластной человеку. Эта именно та природа, которая потрясает подлинностью своего состояния и души.