Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты

Литературная газета в школе I. Актуальность работы

Работа по изданию школьной газеты «Литературное кафе» особенно актуальна сегодня в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех

социально-технических преобразований.

Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам, учителям, удастся сформировать информационную культуру личности.

Одной из самых важных образовательных задач учителя-словесника является формирование у школьника речевых компетенций, а именно: «свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной

деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося».

Таким образом, перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.

Однако в настоящее время уже на уровне правительства РФ много говорится о снижении читательского интереса учащихся и необходимости вернуть в школы практику выпускного Сочинения. Основная цель сочинения, как подчеркнул руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, — «привить навыки правильного и логичного изложения мыслей». Министр науки и образования РФ Дмитрий Ливанов рассказал, каким ему видится школьное сочинение: «Нам не надо воспроизводить то, что было 10-20 лет назад: тогда это были малопонятные школьникам темы, 10-11-классники часто просто заучивали тексты.

Нам нужно, чтобы сочинение в его новой форме проверяло способность выпускников самостоятельно мыслить, излагать мысли, делать выводы, анализировать». «Нам надо ориентировать обучение в старших классах школ на развитие этих способностей, а сочинение должно проверять уровень этого развития», — сказал министр.

Именно поэтому я считаю, что работа в творческой группе по созданию школьной литературной газеты является дополнительным тренингом развития таких способностей.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Целью данной работы является развитие тех способностей учащихся, которые нужны им самим и обществу, чтобы быть востребованными, конкурентоспособными в современном мире, развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления, речи учащихся, совершенствование навыков сотрудничества с младшими школьниками, одноклассниками и взрослыми людьми.

Основными задачами являются:

1.Образовательные

— повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу;

— совершенствование и развитие навыков литературного творчества;

— повышение грамотности.

2. Воспитательные

— сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы;

— воспитание информационной культуры;

— воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции;

— воспитание любви к своей Родине, языку;

— формирование активной гражданской позиции,

— проведение профориентации.

3. Развивающие

— повышение коммуникативных способностей детей

— повышение статуса детей в школьном коллективе

— развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность

III. ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И АВТОРСТВА

Данная методическая система базируется на личном опыте учителя и содержит материалы, разработанные и внедренные в практику: применение коммуникативного метода обучения при работе с разными газетными жанрами, обучение теории стихосложения и написание стихотворных, а также песенных текстов, система работы над сочинением разных видов, краеведческая направленность в работе с текстами, практико-ориетированные проекты с дальнейшим воплощением учениками школы.

Особенность данной работы состоит в том, что она опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике. Занятия учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству.

Методическая система по формированию творческих способностей учащихся посредством участия в создании школьной литературной газеты наполняет процесс обучения личностным отношением к происходящему на уроке и во внеурочной деятельности. Она формирует критическое мышление, способность видеть необыкновенное в обыденном, чувствовать красоту окружающего мира, широту душевных человеческих качеств; развивает умение логично и связно излагать свои мысли; учит быть патриотом России, гордиться своей малой родиной; выявляет одаренных детей, дает возможность провести первые профессиональные пробы пера. Такая система повышает мотивацию школьников к овладению языком, следовательно, приводит к повышению качества знаний и прекрасным результатам на государственной аттестации.

IV. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ИДЕИ.

«Литературное кафе» как школьная газета появилась в 2009 году. В это время я работала учителем в 5-6 классах. Уроки по развитию связной речи часто проходили в форме творческих лабораторий, мастерских писателя, виртуальных экскурсий. Результаты меня всегда поражали: как порой ярко, неординарно могут школьники описать картину, сочинить сказку, придумать рассказ! Вот только с лучшими сочинениями могли познакомиться лишь одноклассники…

Как же рассказать всему школьному сообществу о талантливых детях и их творениях? В школе уже на тот момент работала группа старшеклассников по созданию информационной газеты — «Десятая-NEWS». Мы же решили создать свою редакцию из заинтересованных пяти-шестиклассников.

Сразу было определено, что наши выпуски будут посвящены интересным литературоведческим фактам, творчеству писателей-юбиляров, лингвистическим тайнам и загадкам. Так появились первые выпуски газеты, на страницах которых, помимо занимательных статей по филологии, появились интересные сочинения ребят, иллюстрации к литературным произведениям, небольшие сказки собственного сочинения и даже стихи.

Этапы работы над созданием литературной газеты.

1 этап

Провести собрание для создания литературного объединения :

— разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;

— распределить обязанности между учащимися, вошедшими в ЛО;

— разработать положение о школьной литературной газете;

— выбрать название газеты.

2 этап

Организовать обучающие занятия по специальностям:

— информационные технологии: работа с программами: Acrobat Reader, Adobe

PhotoShop, Microsoft Word, Corel Draw, Abode Page Marker;

— работа с цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером.

— русский язык и литература, культура речи.

— основы журналистики.

З этап

Схема организации выпуска школьной литературной газеты.

1. Определение темы выпуска

2. Подбор материала: статьи, фотографии, рисунки к литературным произведениям.

3. Коррекция статей, фотоматериалов

4. Создание макета выпуска

5. Редактирование макета

6. Печать тиража

7. Распространение газеты

Важно

1.Стимулировать учащихся к работе над систематическим созданием выпуска школьной литературной газеты

2.Проводить рекламную акцию по созданию и распространению выпусков газеты

3.Способствовать расширению школьной литературной газеты

4. Обеспечить регулярный выпуск школьной литературной газеты 1 раз в месяц

Первоначально штат газеты был небольшой: с увлечением за дело взялись Ксюша Докетова, Юля Крылова, Даша Сазонова, Настя Кучеренко, Даша Патрикеева и Алена Бородачева. Были распределены обязанности: редактором на первых порах была я, учитель русского языка и литературы, осуществляла контроль, планировала, рецензировала, корректировала и даже подвергала цензуре поступающие в редакцию материалы, затем постепенно свои обязанности я переложила на Дашу С. Именно она стала моей правой рукой в создании газеты на эти годы. Даша П. и Настя К. стали корреспондентами, Алена Б. — верстальщиком, Юля К. — фотографом, Ксюша Д. — наборщиком.

Корректором сначала тоже была я, а позднее эти функции стала выполнять Наташа Мухина. В каждый номер мы пытались вложить частичку своей души и тем самым сделать его познавательным, интересным и развлекательным.

Рекомендации по распределению обязанностей в редакционной группе

Главный редактор

Учитель — филолог, владеющий современными компьютерными технологиями

Осуществляет контроль, помогает планировать номера, рецензирует, корректирует и даже подвергает цензуре поступающие в редакцию материалы

Редактор

Старшеклассник, хорошо владеющий компьютерными технологиями, коммуникативный, грамотный

Помогает планировать выпуск, направляет ребят в поиске тем для номеров, рецензирует.

Корреспонденты

Ребята разных возрастов, коммуникативные, интересующиеся жизнью вокруг

Осуществляют сбор материала для номера, активизируют учащихся школы на написание творческих работ

Фотографы

Ребята разных возрастов, желательно посещающие фотокружок

Предоставлять фотоотчет о школьных мероприятиях, экскурсиях, встречах с интересными людьми.

Верстальщик

Старшеклассник, умеющий работать с современными компьютерными программами RageMaker, Gorel, Photoshop, QuarkXPress .

Создает макет номера в компьютерной программе

Наборщик

Старшеклассник, быстро и грамотно набирающий тексты

Переводит рукописный текст статей в печатный

Корректор

Старшеклассник, хорошо владеющий нормами литературного языка,

Корректирует статьи, исправляет орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, стилистические ошибки

Тематика статей школьной литературной газеты.

Интересные факты из жизни писателей и поэтов.

Статьи о писателях-юбилярах.

Книги — юбиляры.

Нобел Виды стиха.

Стихотворные пробы учащихся.

Евские лауреаты в области литературы.

Ученые-русисты.

Встречи с интересными людьми.

Интервью с местными поэтами.

Исследовательские проекты в области филологии.

Школьные и конкурсные сочинения.

Интересные подборки из школьных сочинений.

Впечатления об экскурсиях по губернии и России.

Репортажи со школьных праздников

Занимательные факты

Лингвистические задачи

С первых же выпусков газета приобрела популярность: многим хотелось познакомиться с ее эксклюзивными материалами. Ребята открывали для себя удивительный мир языка, занимательные факты о пословицах, поговорках, фразеологизмах, этимологии слов. Знакомились с синквейном, акростихом, стихами в цифрах, ропаликом и другими видами стиха.

Узнавали интересные факты из жизни и творчества писателей и поэтов.

Особый интерес вызывали всегда творческие странички школьников. Здесь можно было познакомиться с рассказами, сказками и стихами своих сверстников, учеников родной школы. Работа каждого ученика могла попасть на газетную полосу, если она представляла интерес для читателей. Увидеть свое детище на страницах «Литературного кафе» стало не только приятно, но и престижно. И все старались.

Конечно, сочинения из школьных тетрадок для размещения в газету предлагала я, выбирая самые оригинальные, а на совете редакции девочки решали, как оформить и преподнести каждую работу. Сотворенные же вне стен школы работы многие ребята приносили прямо в редакцию, находя здесь понимание и поддержку.

Вдохновленные идеей, школьники стремились любое программное сочинение превратить в маленький шедевр: творили, редактировали, бросали и снова брались за ручку. Так постепенно в каждом ребенке просыпался его талант к сочинительству. Выросло количество ребят, желающих принять участие в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету, где условия требовали развернутого ответа на вопрос, предоставления на суд жюри своего сочинения.

Стоит отметить, что первые опыты такой работы приносили школьникам в основном сертификаты участников. Набираясь опыта, совершенствуя свое мастерство, юные авторы пришли к призовым местам в региональных и всероссийских творческих конкурсах. Это в первую очередь работы Даши С., Насти К., Наташи М., Даши П.

За время существования «Литературного кафе» мы решили расширить его пространство, выйти за пределы печатных страниц. Лучшие работы стали публиковать в Интернете на творческих порталах , а также в местной газете «Сельские вести». Познакомившись с Сергеем Валентиновичем Шиловым, издателем ежегодного литературного альманаха «Единый круг», получили приглашение опубликовать стихи девочек в его сборнике.

За несколько лет была проведена огромная работа по развитию связной речи школьников, формированию » способности выпускников самостоятельно мыслить, излагать мысли, делать выводы, анализировать», как подчеркнул министр науки и образования РФ Дмитрий Ливанов в своем выступлении. Участие в создании литературной газеты многому научило ребят, а главное — они получили навыки правильного и логичного изложения мыслей.

И результаты такой систематической работы порадовали и меня, и учащихся, и их родителей. Бывшие пяти-шестиклассники прекрасно справились с выпускными экзаменами по русскому языку в 9 и 11 классе, написав отличные сочинения. Некоторые работы оценены экспертной комиссией максимальным количеством баллов.

Хорошими работами порадовали девочки, справившись с ГИА и ЕГЭ по литературе в разные годы. Сейчас они уже являются студентками ИвГУ, обучаясь на филологическом факультете, факультете РГФ и рекламе.

А звезды редакционной группы Даша С. и Наташа М. показали замечательные результаты на региональном этапе ВОШ по литературе, завоевав победное и призовые места.

Таким образом, я убедилась в действенности своей такой работы, правильности выбранного пути. Теперь у меня снова пятиклассники, надеюсь, что они достойно продолжат дело, начатое старшими товарищами и «Литературное кафе» зазвучит новыми именами.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты