Урок по рассказу В. М. Шукшина «Срезал»
Оборудование. Рассказ В. Шукшина «Срезал»; увеличенная фотография писателя; карточки с заданиями; схема.
В качестве Домашнего задания учащимся было предложено прочитать рассказ «Срезал» и статью Шукшина «Как я понимаю рассказ», записать ее основные положения.
Индивидуальные задания
1. «Лингвист» находит по словарю и дает толкование незнакомым словам из рассказа.
2. Два ученика готовят сообщение о В. М. Шукшине.
Ход урока
Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… В. М. Шукшин
Слово учителя.
— Верно ли это утверждение? Каким человеком был Василий Макарович Шукшин?
Сообщение ученика
Лицо Шукшина освещается тем неуловимым огнем большой человеческой души, огнем творца, который, пересиливая боль и страданье, раскрывает людям горькую правду об их жизни. Глаза его необыкновенные… Они,
Глаза эти смотрят в мир и верят в людей, просят их творить на этой прекрасной земле только добро и правду. «Нравственность есть Правда», — писал В. М. Шукшин. Честность, щедрость души, доброта, трудолюбие, неспокойная совесть — вот богатство, которым обладает этот замечательный человек. «…Жить народной радостью и болью, думать как думает народ, потому что народ всегда знает Правду» — непреложные законы, которым следовал Шукшин. Он прошел сквозь бури душевных испытаний, сомнений, он нес в мир свое понимание счастья, он осознал и прочувствовал, что значит любить родную землю всеми силами души своей, что значит быть нужным людям, что значит найти себя и смысл своей жизни.
Сообщение ученика.
Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Там прошло его военное детство. Рос без отца. Уже с тринадцати лет мальчик начал трудиться в родном колхозе, затем работал слесарем, грузчиком, строителем, служил на флоте. Весной 1953 года Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, стал работать в сельской школе.
В 1954 году он приехал в Москву, поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии и окончил его в 1960 году.
Шукшин был удивительно талантливым человеком. Это актер, снявшийся в двадцати четырех картинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель…
За полтора десятилетия литературной деятельности Шукшиным написаны пять повестей, два исторических романа, пьеса, четыре оригинальных киносценария, публицистические статьи, около 125 рассказов. Последней повестью и последним фильмом стала «Калина красная».
Шукшин умер 2 октября 1974 года во время съемок фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за родину». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Вопросы для анализа статьи Шукшина
— Дома вы читали статью писателя «Как я понимаю рассказ». Каковы основные положения статьи?
Шукшин утверждает, что хорошие фильмы и рассказ «сработаны» по одним и тем же законам. В них не должно быть лжи, выдуманной психологии, сочиненных в кабинетах ситуаций. И фильм, и рассказ — отражение жизни «в ее стремительном, необратимом движении». Шукшину нравится в хорошем рассказе деловитость, собранность.
По мнению писателя, рассказ должен увлекать читателя. Автору не надо специально заботиться о стиле, не нужен вывод, да и свое отношение к героям не следует высказывать, потому что оно проявляется в том, как изображены герои, как они поступают. Шукшин пишет, что дела человеческие должны быть в центре внимания, «когда они не выдуманы, вечно в движении…» И тот рассказ хорош, «который чудом сохранил это движение, не умертвил жизни, а как бы «пересадил» ее, не повредив, в наше читательское сознание». Есть в статье еще одна очень важная фраза: «Ведь нельзя писать, если не иметь в виду, что читатель сам «досочинит» многое».
Кроме того принято считать, что в рассказах Шукшина практически отсутствуют портретные и пейзажные описания, характеры героев раскрываются в их речи.
(По ходу ответов учеников на доске учителем заполняется схема.
Своеобразие шукшинских рассказов
Отражение жизни в движении.
Деловитость, собранность.
Начало простое, уверенное, динамичное.
Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания.
Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах.
Постоянная сюжетная ситуация — встреча.
Концовка рассказа открыта.
Эта схема поможет нам при анализе рассказа «Срезал», одного из лучших произведений Шукшина и, пожалуй, наиболее сложного для понимания. Слово «лингвисту», который пояснит незнакомые слова в тексте.
Лингвист
Кандидат — младшая ученая степень, а также лицо, имеющее эту степень.
Филология — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Философия — одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Натурфилософия — общее название существовавших вплоть до XIX века философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественно-научные знания.
Диалектика — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Шаманизм — ранняя форма религии, основывавшаяся на представлении о сверхъестественном общении служителя культа — шамана — с духами во время ритуала.
Траектория — путь движения какого-нибудь тела или точки.
Демагогия — рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-нибудь.
Кляузник — человек, занимающийся мелочными ссорами, дрязгами из-за сплетен, интриг.
Анализ рассказа
Главный герой рассказа, «сельский житель Глеб Капустин», слишком уж не похож на любимых шукшинских «чудиков» — добродушных, бесхитростных, живущих с открытым сердцем людей.
— В чем же эта «непохожесть» главного героя? Как писатель раскрывает характер Глеба Капустина? Какие чувства рождает в нас, читателях, шукшинский рассказ?
В чем его своеобразие?
— О каком главном событии рассказывает автор? Как он это делает?
— Какой экспрессивный синтаксический прием использует здесь Шукшин? С какой целью?
— Что мы узнаем о Глебе Капустине?
— Как описана внешность Глеба Капустина?
— Да, Шукшин редко дает развернутые портретные характеристики героев. Ведь речь персонажей настолько выразительна, что человек виден весь. Сам писатель пояснял это так: «Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? как думает? что хочет?
В конце концов, мы ведь так и составляем понятие о человеке — послушав его. Тут он не соврет — не сумеет, даже если захочет».
Именно язык — главное средство создания характера Глеба Капустина.
Работа в группах по карточкам
1-я карточка
Перечитайте монологи и реплики Глеба Капустина и подумайте, как оценить его эрудицию. Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею?
Какими чувствами сопровождаются его высказывания?
2-я карточка
Проследите развитие словесного поединка. Как ведет себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук?
Почему он так любил «взмывать ввысь»?
3-я карточка
Найдите в языке Глеба Капустина книжные слова и обороты, несвойственные устной речи канцеляризмы, ошибки в использовании иностранных слов, ложные термины, поговорки, присказки, сравнения. Как это характеризует героя? Что создает комический эффект?
4-я карточка
Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать ее образцом идеологической проработки? Почему? Докажите.
Каким видим мы здесь Глеба Капустина?
Примерные ответы
1-я группа
Глеб Капустин знает себе цену, он считает себя достаточно эрудированным человеком. Когда ему сообщают о приезде кандидатов к бабке Агафье, он восклицает: «О-о! Голой рукой не возьмешь». Глеб выступает в роли кулачного бойца, и задача его — во что бы то ни стало победить.
А один из приемов — сбить с толку своими художествами заезжего интеллектуала. Сбивает с первых же реплик.
«- Ну, и как насчет первичности?
— Какой первичности? — опять не понял кандидат.
— Первичности духа и материи…
— Как всегда… Материя первична…
— А дух?
— А дух — потом. А что?..»
Наивны, смешны наскоки деревенского «полуученого», но он не хочет понимать этого. Глеба переполняют чувства гордости, радости в тот момент, когда он взмывает ввысь «и оттуда с высокой выси» ударяет по кандидату.
2-я группа
Большую часть рассказа «Срезал» занимает словесный поединок. О том, что он неизбежен, мы уже знаем. Автор не случайно использует глаголы и такое стилистическое средство, как градация, когда говорит о Глебе Капустине: «сел», «пока помалкивал», «подбирался к прыжку», «улыбался», «поддакнул», «взглядывал на кандидата», «примеривался», «попер на кандидата» . Начало есть. «В какой области выявляете себя?» — спрашивает он.
Ему важно, чтобы непременно была философия. Видимо, в этой области Глеб разбирался лучше всего, чувствовал себя как рыба в воде. Он не подозревает, что филология и философия — совершенно разные науки, ведет себя уверенно, напористо, умничает.
В поставленных им вопросах совершенно не прослеживается логика. То он говорит о первичности духа и материи, то вдруг перескакивает на проблему шаманизма, то касается предложения, выдвинутого учеными, что Луна лежит на искусственной орбите. Очень трудно уследить за ходом его мыслей, тем более что Глеб не всегда правильно использует термины, называет такие, которых не было и нет: «Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия — совершенно иначе…» На ответы кандидатов наук он реагирует то с небрежением, то с усмешкой, то с ехидцей, то с откровенным издевательством. В конце концов Глеб в словесном поединке все-таки достигает кульминационного момента — «взмывает ввысь».
Как он это любит делать! Ведь дальше все случается само собой — и он становится победителем.
3-я группа
Глеб Капустин — спорщик, опытный говорун, владеющий множеством интонаций, умеющий пощеголять «ученым словцом», к месту вставить поговорку, присказку: «Голой рукой не возьмешь», «Кандидатов сейчас как нерезаных собак», «Баба с возу — коню легче», «Можно сто раз повторить слово «мед», но от этого во рту не станет сладко», «Можно сотни раз писать во всех статьях слово «народ», но знаний от этого не прибавится». Речь героя насыщена книжными словами и оборотами , несвойственными устной речи канцеляризмами . Комическую окраску речи Глеба придают постоянные ошибки в использовании иностранных слов, ложные термины . Сочетание разнородного и производит комический эффект.
4-я группа
Глеб Капустин — агрессивный спорщик, резкий, беспощадный обвинитель. Особенно заметно это в конце словесного поединка, когда он произносит обвинительную речь в адрес кандидата. Здесь уже нет ошибок, а от комической окраски не остается и следа. Словно подражая газетным образцам, Глеб перестает слышать кандидата, закрепляя свою победу утверждением, что оппонент не знает народ, и призывает его быть скромнее: «Можно сотни раз писать во всех статьях слово «народ», но знаний от этого не прибавится.
Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней. Подготовленней, что ли. А то легко можно в дураках очутиться…»
Учитель
— Почему кандидаты наук оказались побежденными в глазах мужиков? Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он «срезает»?
— В начале и в конце рассказа дана авторская оценка поведения и характеристика Глеба Капустина . Почему же так подробно воспроизведен словесный поединок? В чем суть авторского «исследования», трагикомизм рассказа?
Домашнее задание
Концовка рассказа традиционно открыта. На вопрос о том, кто прав, кто виноват, ответа нет, его должен дать сам читатель. Подумайте, что бы вы написали по этому поводу. О чем заставило вас задуматься произведение Шукшина?
Хотели бы вы общаться с таким человеком, как Глеб Капустин?