Урок на тему «Древние пресмыкающиеся»
Жест Наталья Олеговна,
Учитель биологии гимназии №40,
Город Екатеринбург
Тема урока: Древние пресмыкающиеся
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать представление о многообразии древних пресмыкающихся, их особенностей строения и жизнедеятельности, раскрыть причины их вымирания
Развивающиеся:
Способствовать развитию навыков: наблюдения, сравнения, обобщения и формулирования доказательств и выводов;
Развитию умения находить ошибки, объяснять их;
Работать с дополнительной литературой и выполнять
Отрабатывать навыки коллективной работы в парах и группе, развитие речи и мышления.
Воспитательные:
Формирование у учащихся материалистического представления о научной картине мира
Тип урока : комбинированный урок
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: «Лови ошибку!», «Да-нетка» , свои примеры, театрализация, парная, групповая, индивидуальная — разноуровневая работа, «Светофор»
На доске: До сих пор не ясна причина, по которой в конце мелового периода исчезли 88% обитателей Земли и среди них динозавры.
Правила на доске:
Сначала выслушай,
Максимальная активность каждого.
Никакой критики гипотез.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Урок начинается с высказывания Д. Симпсона: «Ихтиозавры вымерли за миллионы лет до того, как появились их экологические аналоги среди китообразных. Птеродактили исчезли задолго до того, как летучие мыши заняли сходную или частично совпадающую зону. Динозавры вымерли раньше, чем наземные млекопитающие столь быстро распространились почти в тех же самых зонах».
Знакомство с Задачами урока
Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить причину столь загадочного ухода из жизни чуть ли не трети фауны мела. Вспомним отличительные черты строения и образа жизни пресмыкающихся. Познакомимся с существующими и возможно предложим свои гипотезы гибели динозавров.
А сейчас разминка для предстоящей большой работы.
Учитель: Работая в группах, в течение нескольких минут, предложите как можно больше гипотез гибели динозавров
3. Сигнальный опрос — «Светофор» по разделу «Особенности строения пресмыкающихся» Для того чтобы выяснить особенности строения пресмыкающихся, которые возможно послужили причиной гибели динозавров, вспомним основные черты их строения.
А) Ящерицы в отличие от большинства земноводных могу жить вдали от водоемов. .
Б) Размножение рептилий происходит в водной среде. .
В) Кожа у пресмыкающихся влажная, лишена роговых покровов. .
Г) Сердце у большинства представителей пресмыкающихся трехкамерное, лишено неполной перегородки. .
Д) Органами дыхания представлены ячеистые легкие. .
Е) Современный класс пресмыкающихся представлен четырьмя отрядами: клювоголовые , крокодилы, черепахи, чешуйчатые. .
Ж) Пресмыкающиеся характеризуются следующими признаками: сухая кожа с роговым покровом, легочное дыхание, трехкамерное сердце с неполной перегородкой, непостоянная температура тела, внутреннее оплодотворение, яйца с плотной оболочкой и большим запасом желтка. .
II. Проверка знаний и применение их в новой ситуации.
Индивидуально — дифференцированная разноуровневая работа по карточкам
Индивидуальные задания
Вычеркни лишнее : уж, веретеница, гадюка, жерлянка, варан.
Выбери правильный ответ :
— Свою добычу заглатывают целиком:
А) только ядовитые змеи в) только удавы
Б) все змеи г) только неядовитые змеи
— Температура тела пресмыкающихся зависит от строения:
А) выделительной системы в) сердца
Б) кровеносных сосудов г) дыхательной системы
Выберите правильные утверждения
А) Яйца пресмыкающихся покрыты оболочкой предохраняющей зародыш от высыхания.
Б) Дыхательная поверхность легких ящерицы больше, чем у тритона.
В) Желудочек сердца всех пресмыкающихся имеет полную перегородку.
Г) Активность пресмыкающихся в жару понижается, а при низких температурах повышается.
«Лови ошибку!» Работа в парах
Ученик уверенно отвечал у доски о распространении пресмыкающихся связанные с особенностями их строения, но допустил ошибки. Найдите их. Из 6000 видов пресмыкающихся, известных на Земле, большое число видов находится в средней полосе, а в районах с тропическим и субтропическим климатом их значительно меньше.
Местообитание рептилий не связано с водной средой, так как у них появляются признаки приспособления к наземно-воздушной среде обитания, прежде всего это легочное дыхание, трехкамерное сердце , непостоянная температура тела.
Коллективная групповая работа, выполнение заданий по карточкам, выступление учащихся.
На доске
I группа | II группа | III группа | IV группа |
Итог
Задание группе №1
А) В Бандере были найдены отпечатки следов, по меньшей мере, двадцати трех бронтозавров в глине, которая, окаменев, сохранила их в неизменном виде до наших дней. Исследования показали, что все отпечатки были сделаны одновременно. К тому же более крупные следы располагались по краям, а более мелкие ближе к центру.
Предложите, какие выводы об образе жизни бронтозавров должны были сделать ученые на основании этой находки. Обоснуйте свою точку зрения.
Предполагаемый ответ учащихся: Предполагается, что бронтозавры и другие крупные растительноядные динозавры жили группами, при этом при передвижении стада по краям шли наиболее сильные самцы, обеспечивая защиту самок и молодняка, которые держались в середине стада.
Б) В настоящее время ученые считают, что ихтиозавры были живородящими. Однако сначала находки скелетов молодых ихтиозавров внутри скелетов взрослых породили иную точку зрения на некоторые черты поведения этих древних ящеров. Подумайте, какую ошибку могли допустить палеонтологи, находя такие скелеты.
Предполагаемый ответ учащихся: Первые находки подобных скелетов навели ученых — палеонтологов на мысль, что ихтиозаврам был присущ каннибализм.
Задание группе №2
А) Берт Лестор Тейлор, житель Чикаго, сочинил занимательное четверостишие о стегозавре:
Мозгов был двойной комплект,
И они занимали такие места:
Один в голове, как у всех,
Другой — у начала хвоста.
Этот зверь мог сказать о себе самом,
Что всегда он был крепок задним умом.
Поясните, что хотел сказать автор этим четверостишием.
Предполагаемый ответ учащихся: У некоторых древних ящеров размеры головного мозга были настолько малы, что не могли обеспечивать прочных условных рефлексов. Однако в крестце у них было дополнительное образование нервной ткани, превышающее у стегозавров в 20 раз размеры головного мозга и отвечавшее за рефлексы конечностей и задней половины тела.
Б) Экспедицией И. А. Ефремова в пустыне Гоби были найдены три когтя неизвестного вида динозавров размером 60 см . Расчеты показали, что общая длина этого хищника должна была быть не менее 40 м.
Подумайте, мог ли существовать в природе подобный гигант. Докажите свою точку зрения.
Предполагаемый ответ учащихся: Предполагается, что этот динозавр был относительно небольших размеров, однако имел аномально большой коготь; подобные образования встречаются у некоторых современных животных, например, у муравьеда.
Задание группе №3
А) В желудках окаменелых останков плезиозавров часто обнаруживают камни до 10 см в диаметре. Как известно, питались плезиозавры моллюсками и рыбой. Предположите, какое назначение имели подобные камни в желудках плезиозавров; выдвинете и обоснуйте свою гипотезу.
Предполагаемый ответ учащихся: Ученые считают, что камни служил морским ящерам для перетирания пищи, что встречается у некоторых современных птиц.
Б) Хищный ящер диметродон носил на спине «парус», образованный длинными остистыми отростками позвонков и натянутой между ними кожей. Он возвышался на полтора метра. Подумайте, какую роль выполнял парус.
Предполагаемый ответ учащихся: В сильную жару приток крови к «парусу» увеличивался, что обеспечивало большую теплоотдачу и охлаждение организма. Ночью же приток крови должен быть минимальным, чтобы «парусу» не превратился из «обогревателя» в «холодильник»
Задание группе №4
А) В произведениях искусства народов Центральной Азии часто встречаются изображения драконов. Как можно с научной точки зрения объяснить появление вымерших ящеров в образах, созданных рукой человека? Предложите и обоснуйте свою гипотезу.
Предполагаемый ответ учащихся: Ученые предполагают, что основой для подобных произведений искусства послужили кости реальных ископаемых животных, в изобилии встречающихся в пустыне Гоби, Южном Китае, Центральной Индии. Жители этих мест, часто хорошо разбирающиеся в анатомии домашних животных, вероятно, и создали эти легенды о мифических животных.
Б