Учимся «по Рез»
В феврале 1974 года в одном из центральных залов нашего города — Областном Доме офицеров ПРИВО — на базе кафедры советской литературы и методики преподавания литературы Куйбышевского государственного педагогического института проходило Всероссийское совещание преподавателей методики литературы педагогических институтов. Для участия в этом совещании приехал, можно сказать, весь цвет отечественной методики преподавания литературы — крупнейшие ученые, представлявшие московскую и ленинградскую методические школы. Выступления
Не мог остаться незамеченным и глубокий по содержанию и блестящий по исполнению доклад Зинаиды Яковлевны Рез «Об особенностях изучения лирики в школе».
Прекрасная, с явным «петербургско-ленинградским» акцентом свободная речь, обращенная к учителям-словесникам, милая, скромная улыбка, но главное — культура, логика, глубина постановки и разрешения сложнейшей методической проблемы. Это было неожиданно и ярко.
Довелось мне побывать и на научных конференциях
Вспоминается корпус филфака — дворец, памятник XVIII века на набережной р. Мойки. Огромная комната, окно чуть ли не во всю стену, две стены, закрытые высоченными дубовыми, потемневшими от времени книжными шкафами. В центре круглый стол, вокруг которого абсолютно демократично рассаживаются человек семьдесят: члены кафедры, аспиранты, преподаватели вузов, приехавшие со всей страны — от Южного Сахалина до Прибалтики, от Армении до Северодвинска, учителя ленинградских школ.
В центре праздника — его устроительница, спокойная, приветливая, чуть-чуть ироничная к бурному проявлению эмоций коллег от радостных встреч. То были встречи единомышленников. При всем естественном разнообразии и несхожести мотивов, логики, исходного уровня научного поиска участников конференции объединяло новое понимание сущности процесса преподавания литературы в школе: уважение к ученику, его эмоциональным реакциям и оценкам, стремление на каждом этапе общения в классе создавать у учащихся установку на внутреннее видение художественного текста, на свободу ассоциативных связей и выводов.
Эта забота о развитии личности ученика осмысливалась Зинаидой Яковлевной как перспективная задача методики. И вся ее научная деятельность, как и деятельность ее коллег по кафедре, была, по сути, истоком личностно ориентированной технологии литературного развития школьника. «Думается, — говорила она в 1974 году, — что внимание к процессу учения, к переменам, происходящим с учеником и в ученике на протяжении школьных лет его жизни, займет в ближайшие годы центральное место в методике. Без этого трудно будет добиться повышения эффективности преподавания литературы и оптимизации ее влияния на личность».
Детальной разработке целей, принципов, форм, путей, приемов, вариантов поисковых задач и проблемных ситуаций школьного анализа литературного произведения посвящены главы вузовского учебника, вышедшего в первом издании в 1977 году под редакцией З. Я. Рез. Она была душой и двигателем огромной работы, проведенной замечательным коллективом ученых, охотно, бескорыстно, со страстью просветителей делившихся своим опытом, своими научными находками с каждым, кто проявлял хоть малейший интерес к святому делу школьного образования.
И. В. РОГОЖИНА, профессор Самарского государственного педагогического университета
С Зинаидой Яковлевной Рез, точнее, с ее работами по методике изучения лирики в школе, я познакомилась еще в студенческие годы. Сознательно готовя себя к учительской Профессии, я уже тогда, в конце 60-х годов, начала формировать личную библиотеку. В числе первых методических работ была приобретена книга З. Я. Рез «Изучение лирических произведений в школе.
IV-VII классы» , которая оказала мне огромную помощь в подготовке к урокам литературы уже в первый год работы.
По окончании Дальневосточного университета, где главное внимание уделялось исследовательскому поиску, филологическому анализу текста, мне явно недоставало методических знаний и опыта. Книга Зинаиды Яковлевны удивительно гармонично сочетала в себе и литературоведческий, и методический подходы к изучению лирических стихотворений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, С. А. Есенина. Адресуя книгу учителю-словеснику, ее автор пытался донести до него важную мысль о благотворном влиянии лирики на пробуждение и воспитание чувств учащихся, способности откликаться на эмоции и переживания поэта. Вопросы и задания, предложенные З. Я. Рез, активизировали воображение, подключали зрительную и эмоциональную память, вызывали ассоциации, пробуждали интерес к поэтическому слову, его многозначности, обогащали школьника эстетическими переживаниями.
Я поражалась безошибочности и точности выстроенной системы вопросов, творческих заданий, вызывавших у учащихся неизменный интерес к теме и способствовавших их литературному, личностному развитию. Мне казалась чрезвычайно привлекательной и сама манера изложения материала, которая подкупала простотой и искренностью, любовью к литературе, вере в ее безграничные возможности «воспитания человеческого в человеке», уважением к личности учителя и ученика.
С Зинаидой Яковлевной меня связывали теплые отношения в период моей работы над кандидатской, а затем и докторской диссертациями. В начале 1990-х годов мне довелось слушать спецкурс Зинаиды Яковлевны по изучению лирики в школе на курсах ФПК, организованных кафедрой методики преподавания литературы РГПУ им. А. И. Герцена, присутствовать на ее лекциях по детской литературе, когда я осваивала этот курс. Ее лекции отличались высоким научным уровнем, логической стройностью, охватом всех аспектов темы, проблемы, глубинным знанием материала, широтой культурного контекста, свободой интерпретаций, личной заинтересованностью и страстностью.
Сколько было внутренней силы в этой невысокой, худенькой женщине!
З. Я. Рез рецензировала мои указатели библиографических изданий по методике преподавания литературы и по организации детского чтения. Я храню их как образец этого жанра, которому я училась у Зинаиды Яковлевны.
Последние годы З. Я. Рез жила в Израиле вместе с детьми. Ее очень волновала судьба методики, в том числе ленинградской, так много сделавшей для науки и школьного литературного образования. Зинаида Яковлевна стремилась сохранить преемственность методических исканий.
Находясь вдали от родины, она осмысливала пережитое, делясь воспоминаниями о друзьях, коллегах по кафедре, размышлениями о современной методической науке, месте художественной литературы в детском и юношеском чтении, о литературе как учебном предмете…
Я бесконечно благодарна судьбе за то, что она подарила мне возможность жить в одно время с таким замечательным человеком.
Т. Е. БЕНЬКОВСКАЯ, профессор Оренбургского государственного педагогического университета
Для меня знакомство с именем З. Я Рез началось с учебника. Пособие по методике преподавания литературы было единственным вузовским учебником, который я прочитала через год после окончания вуза, работая в школе. Прочитала взахлеб, как бестселлер, принимая все как лично значимое, просто конкретно для меня написанное.
Это была другая методика, и она была в защиту того пути, который у меня только начинался. Той книге скоро сорок лет, а студенты до сих пор читают современные пособия по предмету только после того, как «выучили Рез», «посмотрели по Рез». Прекрасная профессиональная основа — методика «по Рез»!
И. Н. ГУЙС, доцент Лесосибирского государственного педагогического университета
В моей памяти Зинаида Яковлевна осталась человеком редкой душевной открытости. Не случайно в методике ее «пламенной страстью» была лирика. «Все тихо, просто было в ней» — эта сокровенная пушкинская характеристика в полной мере может быть отнесена к Зинаиде Яковлевне, которая была наделена даром понимания, соучастия, служения. Мне довелось познакомиться с ней в аспирантскую бытность, когда она уже не преподавала на кафедре методики. Это было «частное» общение на методической волне.
Мне, провинциалке, открывавшей для себя методику как науку, нужна была доверительная поддержка авторитетного профессионала. Меня не покидал вопрос, наука ли то, чем я занимаюсь. Участливое внимание, благословение Зинаиды Яковлевны придало мне веры в себя.
Н. П. ТЕРЕНТЬЕВА, доцент Челябинского государственного педагогического университета
Я помню маленькую худенькую фигурку, седые волосы и удивительные голубые глаза. Они всегда смотрели с какой-то внутренней улыбкой и интересом к собеседнику. Глядя на нее, я однажды подумала, что методика должна быть очень живой. Не собранием догм и правил, а творчеством, радостью, свободой. В то время человек, излучавший свободу, был большой редкостью.
Нам З. Я. ничего не читала, я видела и слышала ее только в частных разговорах на кафедре, когда приносила научному руководителю куски диплома. Но ее книга о лирике в свое время меня многому научила.
Т. В. РЫЖКОВА, доцент Российского государственного педагогического университета