«Ты меня не любишь, не жалеешь…» анализ стихотворения Сергея Есенина
Незадолго до смерти Есенин написал стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…» , в котором в полной мере отражено ощущение одиночества, горькое сознание оторванности от жизни, характерное для поэта в последние годы жизни.
Перед гибелью Есенин был особенно одинок. Он уехал от своей супруги, не находя с ней взаимопонимания. В данном стихотворении поэт делится с читателями безрадостными мыслями.
Лирический герой обращается к некой героине, ярко вырисовывая образ чувственной, но бездушной женщины. Главной темой произведения
Лирическое стихотворение воплощает в себе чувства и мысли самого автора. Можно с уверенностью утверждать, что в произведении Сергей Есенин пишет о самом себе, лирический герой и автор едины.
Одиночество и конечность жизнь
Сюжет стихотворения основан на путешествии в прошлое и констатации явлений настоящего. Здесь поэт не обращен в будущее. Он подводит итоги, рассуждает о горькой действительности и подчеркивает, что для его души нет будущего. Сюжет определили
Герой отмечает, что и сам уже не испытывает любви. Их встреча случайна, связь бессмысленна и основана только на страсти, а расставание не вызовет грусти ни у кого.
Поэт может спокойно анализировать происходящее, отмечает, что ничто уже не может его потревожить, огорчить. Он понимает, насколько холодны и пусты в действительности отношения.
Основная идея произведения заключена в осознании поэтом собственного одиночества, оторванности от мира. Страсть, влюбленность, общение с женщиной уже не приносят ему радости. Подобные отношения не способны заменить настоящей любви.
Он слишком хорошо знает им цену и больше не готов обманывать себя, создавая иллюзию счастья, упиваясь страстью.
Чувственность вызывает у него отторжение, потому что не основана на истинном единении душ. Даже обычной доброжелательности, близости уже нет. Поэт способен прямо спрашивать, сколько рук и губ помнит женщина, сидящая у него на коленях, скольких она ласкала. Герой видит, что все происходящее — только любовная игра, основанная на страсти, даже не прикрытая фальшью, имитацией настоящих чувств. Поэта тяготят подобные отношения.
Он подводит своеобразный итог, признаваясь, что уже ничто не потревожит его души.
Есть в стихотворении и обращенность в прошлое. Мимолетно поэт признается, что утопает «в дальнем дорогом», что он не может больше любить, потому что уже любил однажды. Можно сделать вывод, что истинное духовное чувство было в жизни героя, но повторить его невозможно, что и ощутил со всей определенностью поэт.
Женщина сидит у него на коленях, вероятно, страсть объединяет героя и героини. Однако поэт признается, что душу ничто не «бросит в дрожь», четко разделяя страсть и духовную близость. Показательна просьба-приказ героя, обращенная к обладательнице «чувственного оскала»: «только нецелованных не трогай».
Поэт явно указывает, что общение с женщинами само по себе оказало разрушительное влияние на его личность, поскольку не было основано на настоящей любви, которую он когда-то потерял.
Композиция, художественные приемы
Стихотворение имеет линейную Композицию, но при этом по-своему закольцовано. Подводится итог, однако он перекликается с первыми строчками. Герой говорит, что женщина его не любит, не жалеет, указывает на отсутствие у нее истинных чувств.
Но и он сам признается, что равнодушен, его ничто не трогает. И это в некотором смысле даже объединяет героев, хотя поэт остается бесконечно одиноким.
Показательны экспрессивные определения, образы. «Чувственный оскал» женщины-хищницы пугает, ведь она не просто равнодушна, но и опасна для героя. Именно поэтому поэт призывает ее не манить тех, кто еще не горел страстью. Других мужчин поэт сравнивает с тенями, а страсть героини называет огнем.
Глаза женщины именуются «очами», хотя никакого любовного флера уже нет, что еще резче подчеркивает это нежное архаичное слово. Динамизм, единство композиции придают Рефрены, повторы в начале строк .
В этом стихотворении поэт предстает бесконечно одиноким, подводит итог жизни и признается, что больше не верит в возрождение.